Posted 26 октября 2016,, 12:16

Published 26 октября 2016,, 12:16

Modified 31 января, 12:29

Updated 31 января, 12:29

Несимметричная брешь

26 октября 2016, 12:16
У России нет действенных способов отомстить за санкции и нанести ущерб США, как бы она ни старалась, полагают эксперты.

После сообщения представителей Белого дома о том, что США обсуждают со своими европейскими партнерами возможность введения новых санкций в отношении России в ответ на ее действия в Сирии, российский МИД в лице замминистра Сергея Рябкова заявил, что в Москве разработали «серию мероприятий» для «несимметричного ответа» Вашингтону.

Подробности при этом российский дипломат не сообщил, в связи с чем обозреватель «Росбалта» попросил экспертов высказать свое мнение о том, какие неиспользованные способы давления на Запад еще остались у Москвы и насколько эффективными они могут оказаться.

«Мы уже видели такие варианты. Речь, скорее всего, идет о выходе из тех соглашений, которые мы в свое время подписали с Соединенными Штатами. Помимо договора по оружейному плутонию, действие которого уже приостановлено, есть еще и договор по ракетам средней и малой дальности (РСМД) и так далее», - сказал «Росбалту» профессор Высшей школы экономики Николай Петров.

«Эта логика продолжается еще со времен «списка Магнитского», - отметил эксперт. - Чтобы нанести моральный ущерб противнику, мы готовы принимать какие-то решения, понимая, что они совсем не обязательно окажутся выгодными для нас, а часто наоборот станут достаточно болезненными».

Петров напомнил, что по целому ряду соглашений с США в области ограничения стратегических вооружений сроки действительно в скором времени истекают, «и дальше мы можем заявлять, что по завершении действия того или иного соглашения мы из него выходим».

В то же время эксперт полагает, что то, что мы сегодня видим как некое ужесточение позиции Москвы, это на самом деле некая «предпродажная подготовка». По его прогнозу, до конца года «Кремль предпримет какой-то маневр по улучшению отношений с Западом и выходу из режима финансовых санкций, но так, чтобы это выглядело не как проявление слабости, а наоборот, как наша очередная победа».

«Несимметричные» меры могут оказаться какими угодно, заявил, в свою очередь, вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин. «Когда, например, в США был принят «закон Магнитского», никто не думал, что ответной мерой России станет запрет американцам на усыновление детей из РФ. Когда европейцы ввели санкции в отношении российских компаний и российских политиков, ответом стали контрсанкции в виде запрета на экспорт отдельных видов продуктов из Европы», - напомнил Макаркин.

Вместе с тем, по его словам, есть сферы, которые наименее вероятно будут затронуты ответными действиями. «Например, к договору об ограничении стратегических вооружений отнесутся осторожно, потому что демонтировать систему стратегической стабильности все-таки страшновато», - сказал Макаркин.

С другой стороны, предполагает эксперт, если уровень конфронтации России с Западом будет возрастать, то надо быть готовым к любым неожиданностям. В частности, как считает Макаркин, правительство России может ввести некие ограничения для иностранных инвесторов. «Если в 1990-е годы инвестиционная привлекательность считалась одним из приоритетов, то сейчас наоборот, инвестор рассматривается как некая угроза, как человек, который может узнать все наши секретные планы в данной области, или как тот, кто слишком зависит от Запада, от своего правительства», - пояснил эксперт.

Макаркин также напомнил, что некоторые представители российского кинематографа давно лоббируют введение барьеров для продукции Голливуда на отечественном рынке. По его мнению, в случае нового обострения российско-американских отношений такие ограничения действительно могут быть введены.

Возможности России в плане ответных мер на новые американские санкции весьма ограничены, считает член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.

По его мнению, экономические меры со стороны России в отношении США будут иметь совершенно ничтожные последствия, учитывая незначительный объем торговли между двумя странами. Запреты на въезд каких-то официальных лиц из США в Россию уже вводились и ни к чему не привели, напомнил эксперт.

Еще один вариант - выход России из договоров по ограничению стратегических вооружений - будет выгоден лишь военно-промышленным комплексам двух стран, говорит Малашенко.

В таком случае, по его словам, начнется новая гонка вооружений «с заведомым проигрышем России, потому что по объему ВВП американцы на первом месте в мире, а мы на двенадцатом». Так что своими санкциями «мы не сможем нанести ущерб Америке, как бы ни старались», - резюмировал эксперт.

Александр Желенин