Posted 28 октября 2016,, 17:21

Published 28 октября 2016,, 17:21

Modified 31 марта, 01:23

Updated 31 марта, 01:23

Эксперт назвал возможные причины отказа «Роскосмоса» поставлять ракеты во Францию

28 октября 2016, 17:21

Российская госкорпорация «Роскосмос» пригрозила французскому оператору пусковых услуг Arianespace, что не будет поставлять ракеты «Союз», пока не получит 300 млн евро, заблокированные местным судом по «делу ЮКОСа», сообщила сегодня французская газета Le Echos. Глава «Роскосмоса» Игорь Комаров направил письмо французскому премьер-министру Манюэлю Вальсу, в котором потребовал вернуть арестованные активы в течение шести месяцев. В противном случае «Роскосмос» намерен передать дело в арбитраж.

По мнению адвоката Адвокатской палаты Парижа, специалиста по коммерческому и договорному праву Дмитрия Литвинского, подобное письмо от «Роскосмоса», "которое, по сути, является досудебной претензией", направлено именно сейчас потому, что подходят оговоренные соглашением сроки оказания услуг с российской стороны по запуску.

"При этом вполне логично, что «Роскосмос» не желает оказаться в ситуации, когда с его стороны будет представлена определенная коммерческая услуга, а оплата за эту услугу так и не будет получена, поскольку деньги окажутся арестованными, скажем так, до лучших времен. Эта коммерческая логика вполне понятна, - заявил он в интервью RFI. - Можно предположить, что «Роскосмос» не желает в одностороннем порядке принимать на себя возникшие риски. Путем направления письма французскому правительству он пытается либо получить какие-то дополнительные гарантии по оплате, либо подстраховывается на тот случай, если французская сторона будет обращаться к «Роскосмосу» с претензиями, в том числе и в судебном порядке, за нарушение условий договора".

"Нужно иметь в виду, что обращение в арбитраж, если оно будет иметь место на основании договора о защите капиталовложений, — может создать довольно парадоксальную ситуацию, - добавил Литвинский. - По этому договору, компетенцией будет обладать тот же самый Международный арбитражный суд в Гааге, под эгидой которого были вынесены решения по спору с бывшими акционерами ЮКОСа. Что касается возможности сослаться на решение государственного гаагского суда, который отменил решение арбитража, здесь есть определенная французская специфика. Ее, как я полагаю, юристы «Роскосмоса» приняли во внимание".

Отсутствие реакции со стороны французского правительства и космической отрасли на эту ситуацию эксперт пояснил тем, что "здесь довольно трудно комментировать и занимать какую-то твердую позицию".

"Эти решения по делу ЮКОСа иллюстрируют достаточно интересную ситуацию, когда судебная логика отличается от коммерческой. По контрактам, которые заключены между «Роскосмосом» и Arianespace, есть обязательства по исполнению. Это с одной стороны. Но в то же самое время во Франции идут процедуры исполнения арбитражных решений по делу бывших акционеров ЮКОСа. И процедуры эти, вне зависимости от их результата, занимают во Франции довольно много времени. Получение решения суда первой инстанции об экзекватуре занимает во Франции примерно полтора года. А пока дело дойдет до Конституционного суда — это, конечно, гораздо больше времени. Решения по этим вопросам — чисто юридические и принимаются исключительно судьями, а не какими-либо комментаторами", - добавил Литвинский.