Posted 9 ноября 2016,, 09:23

Published 9 ноября 2016,, 09:23

Modified 31 марта, 01:17

Updated 31 марта, 01:17

В Америке победил контрэлитный бунт

9 ноября 2016, 09:23
Дональд Трамп станет 45-м президентом США. Эта новость обвалила рынки, однако вызвала радость у многих политиков в России и других странах.

Кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон, которой большинство экспертов уверенно прочило победу на президентских выборах в США, потерпела сокрушительное поражение и уже признала это. По числу отданных голосов разрыв между ней и кандидатом от Республиканской партии миллиардером Дональдом Трампом оказался минимальным, однако его преимущество равномерно «размазано» по всей территории Соединенных Штатов. Так что если бы 3% избирателей, которые предпочли кандидата-либертарианца Гэри Джонсона, проголосовали за Клинтон, она, вероятнее всего, победила бы.

В итоге, проигрывая по нескольку десятков тысяч, а то и просто по несколько тысяч голосов в каждом ключевом штате, Клинтон упустила из рук всю Америку. Трампу удалось одержать уверенную победу – он собрал 289 голосов в коллегии выборщиков против 218 у Клинтон, так что в ближайшее время его объявят 45-м президентом США. Окончательно полномочия главы государства Дональд Трамп получит во время инаугурации, которая состоится 20 января.

Новость о победе Трампа стала мощным ударом по мировым рынкам, она обвалила сразу и котировки нефтяных фьючерсов, и курс доллара (к японской иене, а позднее и к евро), и рынки акций и американских облигаций. В России, правда, как реакция на изменение цен на энергоносители, процесс наблюдался обратный — рубль падал на ММВБ, причем не только к доллару. Американские фондовые индексы тоже просели на несколько процентов.

Нервная реакция бизнеса и зарубежных политиков понятна. По сути дела, Дональд Трамп за последние два года последовательно победил обе главные американские партии. Вначале заставил республиканцев выдвинуть свою кандидатуру, а потом выиграл у кандидата от демократов Хиллари Клинтон. И теперь никому не понятно, как же будет развиваться американская внешняя политика - серьезной проработанной программы на этот счет у Трампа, судя по всему, до сих пор нет. Вообще, о его устремлениях кроме нескольких ярких (но очень противоречивых) заявлений мало что известно.

Мы наблюдаем настоящий контрэлитный бунт, подобный тому, что привел к власти в США в 1961 году президента Джона Кеннеди. С той, разумеется, разницей, что там речь шла о «левом повороте» и реформах, а в случае с Трампом это право-популистский поворот и реакция на восемь лет правления демократического президента Барака Обамы, придерживавшегося левой программы. Недаром, например, одновременно с избранием Трампа избиратели штата Небраска проголосовали за восстановление смертной казни.

Политику такие настроения избирателей толкают в сторону проведения право-консеративной линии, а экономику – к опоре на протекционизм и изоляционизм.

Примечательно, что американцы впервые с 1963 года, когда убили Джона Кеннеди, задумались об эмиграции. Еще накануне выборов сторонники Клинтон часто вспоминали о близости канадской границы, то после сообщения о победе Трампа соцсети буквально заполнили сообщения о намерении уехать «куда-нибудь подальше» и просьбы «предоставить политическое убежище обаятельному гражданину США».

Стоит отметить, что многие в США и за их пределами считают, что победа Трампа — это одновременно и успех российского президента Владимира Путина. Во время предвыборной кампании так много говорилось о поддержке кандидата от республиканцев со стороны России, что многие в это всерьез поверили. Тем более, что Владимир Путин и Дональд Трамп не скрывали взаимной симпатии. Что, впрочем, вовсе не означает, что отношения двух стран теперь обязательно улучшатся.

Как показывает практика, политики, предпочитающие авторитарный способ правления, редко могут выстраивать долгосрочные союзы. Это доказывают, например, запутанные и противоречивые российско-турецкие отношения. Хотя первое время Трамп и Путин наверняка будут продолжать выработанную во время предвыборной кампании линию на нормализацию отношений. Например, возможной станет координация военных усилий в Сирии. Разговор может пойти и о частичной отмене санкций, введенных после присоединения Россией Крыма.

Тем более, что вместе с победой на президентских выборах Республиканской партии удалось сохранить контроль над Сенатом (51 мандат против 47 у демократов) и Палатой представителей (235 против 184), что облегчает проведение через Конгресс любых решений.

Что касается отношений США и Евросоюза, то можно с уверенностью сказать, что на несколько лет можно забыть о трансатлантической экономической интеграции. Соглашение о создании зоны свободной торговли Брюссель и Вашингтон при Трампе вряд ли подпишут - хотя бы потому, что условия американцев резко ужесточатся. Этот вопрос надо было решать при уходящем президенте Бараке Обаме, теперь возможность упущена.

Ожидается также ухудшение экономических отношений США с Китаем и очередные крупные валютные и в целом экономические войны, возведение новых торговых барьеров и борьба за развивающиеся рынки.

Что касается внешней политики Вашингтона, то тут победа Дональда Трампа окажет скорее серьезное психологическое влияние. Вряд ли США немедленно откажутся от проведения военных операций в Сирии и Ираке. Зато предстоящие в 2017 году выборы в Германии и Франции пройдут под знаком победы в США правого популиста.

Пример Трампа вполне может подвигнуть кого-то из немецких бизнесменов или политиков к попытке повторить его успех и выступить на консервативном поле против нынешнего канцлера Ангелы Меркель. Для этого необходимо будет объединить вокруг себя немецких правых и заставить союз ХДС/ХСС выбрать себе другого кандидата на пост главы правительства, а потом, разумеется, победить на парламентских выборах. Что касается Франции, где предстоят президентские выборы, то после победы Трампа резко возрастают шансы Николя Саркози, который по многим своим внешнеполитическим установкам близок к новому американскому лидеру.

Иван Преображенский