Posted 9 ноября 2016,, 15:55

Published 9 ноября 2016,, 15:55

Modified 31 марта, 01:16

Updated 31 марта, 01:16

Трамп не станет Горбачевым

9 ноября 2016, 15:55
Избранный президент США вряд ли сможет играть совсем уж не по правилам, свойственным Америке, в том числе, в отношениях с Москвой, полагают эксперты.

Надежды консерваторов в России на победу на президентских выборах в США миллиардера Дональда Трампа, баллотировавшегося от Республиканской партии, довольно неожиданно оправдались. Однако энтузиазм, который испытывает по поводу этого события российская элита, может оказаться преждевременным.

Ставка на Трампа связывалась с уверенностью в том, что, придя к власти, он может в корне изменить американскую политику по отношению к России, признав все постсоветское пространство сферой влияния Москвы. Обозреватель «Росбалта» попросил экспертов ответить на вопрос, возможен ли такой вариант развития событий.

Ни от какой американской администрации сегодня не приходится ожидать, что хоть что-то в мире будет оставлено на усмотрение России, тем более, если речь идет о европейских странах. Такое мнение высказал политолог Глеб Павловский. «Я даже не понимаю, откуда берется мысль, что Россия в ее беспокойном, непредсказуемом и одновременно слабом состоянии может что-либо курировать за пределами своей территории, с которой она сама не справляется», — сказал он.

«Если не обольщаться подобными фантазиями, то со стороны достаточно заметно, что речь идет о слабом государстве, с большим потенциалом и великим прошлым, но сегодня занимающемся на мировой сцене скорее азартной игрой и демонстрацией силы, которой реально нет», — отмечает Павловский.

В то же время, по его словам, сегодня «возникло окно возможностей и его надо использовать», но это получится сделать, «только если не обольщаться идеями о том, что США или Европа предоставят какие-то страны в наше распоряжение — такого не будет, для этого нет причин».

«Россия может добиться сделки, но для этого она должна что-то предложить. А что она может предложить сегодня? Это большой вопрос», — считает Павловский. «Америка не будет делать подарки Москве, и уж совсем смешно ожидать, что республиканский Конгресс откажется от собственных резолюций, как этого требует наш „плутониевый“ закон. Конечно, этого не будет», — продолжил он.

Однако эксперт полагает, что после победы Трампа Россия может добиться смягчения введенных против нее западных санкций. «Об и этом должна идти речь, а не о мечтаниях по управлению миром», — подчеркнул он.

Надежды российского истеблишмента на то, что политика США в отношении постсоветского пространства при президентстве Дональда Трампа станет складываться в пользу России, ничем не оправданы, заявил директор Центра восточноевропейских исследований Андрей Окара.

«Во-первых, я бы не стал говорить, что Америка так уж опекала постсоветское пространство до Трампа — это часть неадекватных представлений, бытующих в российском истеблишменте. Например, того, что было принципиально для Украины в 2014—2015 годах — поставки ей американского летального оружия, так и не произошло», — говорит эксперт.

По его словам, «американский истеблишмент не понимает и не принимает претензий России на то, что СНГ является зоной ее приоритетных геополитических интересов, в то время как в России этот тезис является само собой разумеющимся. В США такая постановка вопроса считается некорректной и неадекватной. В Америке идея о том, что мир разделен между великими геополитическими игроками — США, Китаем, ЕС или Россией, считается пережитком „холодной войны“ и уже не актуальна».

«В Штатах доминирует мнение, что страны бывшего СССР выбрали свободу, являются суверенными и сами должны определять свою политику», — подчеркнул Окара.

В то же время, какое-то представление о новой внешней политике США будет сформулировано в ближайшее время — оно станет ясным после личной встречи Дональда Трампа и Владимира Путина. Здесь сыграет роль и то, кто будет назначен государственным секретарем Соединенных Штатов, отмечает политолог.

Кроме того, Окара обращает внимание на еще один факт — что Трамп не выступает трендмейкером даже для своей Республиканской партии, в то время как у Сената и Палаты представителей Конгресса США остается «очень жесткое мнение по поводу российских претензий на пространство СНГ». В связи с этим, полагает эксперт, «даже если Трамп пойдет в этой области на уступки Кремлю, не факт, что это станет определяющим фактором американской политики».

Став президентом США, Дональд Трамп не отдаст постсоветское пространство под контроль России, в свою очередь заявил профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов.

«Основным предвыборным лозунгом Трампа был „сделаем Америку снова великой“, а такая концепция предполагает, что США должны выступать решающей силой во всем мире, в том числе, и на пространстве СНГ. У Трампа было просто несколько иное видение, как этого можно добиться. Он, в частности, выступал за то, чтобы союзники Штатов вносили больший вклад в обороноспособность НАТО, и он будет к этому стремиться», — полагает эксперт.

«Что касается постсоветского пространства, то здесь мало что изменится. Трамп, возможно, сосредоточится на усилении влияния США в Латинской Америке, чего не наблюдалась при демократических администрациях, в особенности, пока у власти в Венесуэле находился Уго Чавес, а страны региона проявляли очень большую степень независимости по отношению к Штатам», — прогнозирует эксперт.

Голосов отметил, что Трамп обещал эту ситуацию исправить, что способствовало тому, что какая-то часть латиноамериканцев, живущих в Соединенных Штатах, голосовала за него, даже после того, как он высказывался о них очень негативно.

Однако полная переориентация политики США только на западное полушарие все же невозможна, отметил эксперт. «Когда ты кандидат в президенты, тебе приходится высказывать очень много категорических суждений, но когда ты становишься президентом, ты оказываешься в системе договорных отношений, которые связывают твою страну с другими странами. Пересматривать эти отношения просто невозможно, их можно лишь скорректировать в том направлении, о котором было сказано выше», — подчеркнул Голосов.

Похожей точки зрения придерживается и вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин. «Одно дело Трамп как кандидат в президенты, который обещает защиту своему электорату — рабочим из Пенсильвании или выходцам из Кубы, живущим во Флориде, которые хотели бы, чтобы государство меньше тратило на внешнюю политику и больше вкладывало средств внутри страны. И другое, Трамп — государственный деятель, обязанный учитывать гораздо большее число факторов», — объясняет политолог.

«Все-таки, США возглавляют НАТО, и этот блок никуда не денется. Но Вашингтон может потребовать от союзников, чтобы они более активно оплачивали собственную безопасность. По этому поводу будут переговоры и вероятно непростые», — отмечает Макаркин.

«Идея Трампа о „великой Америке“ предусматривает, в том числе, высокие военные расходы, и он уже предлагает их увеличить. Все это говорит о том, что Трамп как президент и представитель Республиканской партии будет проводить более преемственную политику и не станет американским Горбачевым. В связи с этим крайне маловероятно, что избранный президент будет играть совсем уж не по правилам, свойственным Америке», — резюмировал эксперт.

Александр Желенин