Posted 11 ноября 2016,, 15:20

Published 11 ноября 2016,, 15:20

Modified 31 марта, 01:15

Updated 31 марта, 01:15

Казахстан: уверенное движение вперед

11 ноября 2016, 15:20
Достигать успехов позволяет программа «100 конкретных шагов» — детальный план работы для каждого министерства, ведомства и акимата.

К 2050 году правительство республики намерено вывести Казахстан в топ-30 самых конкурентоспособных стран мира. Какие шаги уже сделаны в направлении к цели, и что еще предстоит пройти, рассказала ответственный секретарь Министерства финансов Республики Казахстан Наталья Коржова в ходе первой пленарной дискуссии XI международной конференции Евразийская экономическая интеграция.

Представители стран ЕАЭС обсудили структурные реформы, которые каждая проводит на своей территории. В числе стран, которые действительно такие реформы ведут, и довольно успешно, председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин назвал Казахстан. «Это одна из стран, которые активно проводят экономические реформы, и за счет этих реформ достигают конкретных результатов по экономическому росту, поддержанию динамики инвестиций, предотвращению рецессии», — согласился с ним главный экономист ЕАБР Ярослав Лисоволик.

Ответственный секретарь Министерства финансов Республики Казахстан Наталья Коржова поделилась деталями тех преобразований, которые проводятся в стране.

«В этом году, 16 декабря, мы отмечаем 25 лет независимости Казахстана. Вольно или невольно, экономисты, финансисты, банковское сообщество подводят итоги. Сами удивляемся тому, как мы все это смогли сделать за столь короткий период времени. Некоторые называют его „становлением Казахстана“, когда все совпало: реформирование финансово-банковского сектора, переезд столицы из Алматы в Астану, разрыв всех наших с Россией устойчивых хозяйственных связей. Мы остались один на один со своим бюджетом, с промышленностью, которая, безусловно, была в цепочке промышленности СССР. Вместе с тем, благодаря, и хочу, чтобы это было воспринято безо всякого пафоса, большой политической воле президента республики Нурсултана Назарбаева, который взял на себя большую ответственность за результаты и качество проводимых реформ, за сроки и проведение, вплоть до того, что все отчеты были детальными и проходили через главу государства, нам удалось в годы, самые тяжелые для Казахстана, начать и провести те экономические реформы, о которых мы сегодня говорим», — заметила Коржова.

Она подчеркнула, что эффективность реформ отмечена международным сообществом, авторитетными международными финансовыми организациями. «В те годы мы сделали акцент на привлечение иностранных инвестиций. Безусловно, это было сделано ради финансовых ресурсов, но, в первую очередь, ради привлечения новых технологий, получения образования, получения умения перестроить производство и поддерживать набранный темп по развитию промышленности», — заметила чиновник казахстанского правительства.

Также, по словам Коржовой, речь шла о привлечении именно в базовую отрасль промышленности современных технологий.

Таким образом, первым шагом стали иностранные инвестиции. Вторым было введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. «Мы провели массовую приватизацию. Сейчас идет так называемая вторая волна. Мы сделали ревизию, и выставляем сейчас на приватизацию 800 крупных предприятий. Делается это не для того, чтобы пополнить бюджет, а чтобы привлечь новые технологии. Мы очень заинтересованы в том, чтобы эта приватизация была интересна в том числе бизнес-сообществу ЕАЭС, а не только тем иностранным инвесторам, которые комфортно себя чувствуют в Казахстане», — подчеркнула представитель Казахстана.

Власти республики разгрузили бюджет от несвойственных ему трат, проведя жилищную реформу, монетизацию льгот: 200 позиций для 14 категорий получателей, введение накопительной пенсионной системы.

«Мы сняли нагрузку с бюджета по выплате солидарных пенсий. Это помогло нам вывести часть теневой экономики: людям стало выгодно работать за белую зарплату и 10% от заработка отчислять в пенсионный фонд. Теперь каждый из нас — людей, которые половину стажа имеют при накопительной системе — получает совершенно мизерные выплаты из солидарной системы за те годы, что они отработали при ней, и, конечно, превалирующую часть пенсии за счет накопительной системы», — подчеркнула Коржова.

«Одним из достижений — самым крупным — мы считаем создание Национального фонда. Сегодня накопления в нем составляют 65 млрд долларов США. Для Казахстана это большая подушка безопасности, которая позволит, не получая совершенно никаких доходов, сохранить социальные выплаты и бюджетные обязательства на 8 лет», — отметила чиновник Министерства финансов Казахстана.

В республике создали устойчивую бюджетную систему, двухуровневую банковскую систему. «На сегодня у нас работает достаточно устойчивая банковская система второго уровня. Страна накопила золото-валютный запас в 31 млрд долларов США. Этих средств достаточно для покрытия всех обязательств страны в случае необходимости и для ведения стабильной денежно-кредитной политики», — заметила она.

Процесс запущен, и, по словам Коржовой, никто не позволит его остановить. «Тон реформам еще до начала эпохи независимости задало присутствие крупных иностранных компаний. Уже в то время они дали понять, что мы должны перейти во всех сферах деятельности на международные стандарты», — рассказала чиновница.

Республика первой на постсоветском пространстве полностью перешла на международные стандарты отчетности в реальном секторе экономики и в бюджетной сфере. Теперь вместо комитета финансового контроля, известного всем с советских времен, при Министерстве финансов Казахстана работает комитет государственного аудита.

«Мы полностью переходим на иной принцип формирования бюджета страны. В ближайшие годы мы принимаем новый Бюджетный кодекс, уходим от кассового метода формирования бюджета, когда сколько собрали доходов, столько и получилось расходов, и переходим на метод накопления, который будет учитывать долговые обязательства предстоящих периодов. Это важно, потому что в стране принят новый закон о государственно-частном партнерстве, который подразумевает сервисную модель финансирования проектов (проект „цифровой Казахстан“). Согласно этой модели информатизация в Казахстане будет проводиться по сервисной модели, то есть, бизнесмены, причем не только Казахстана, но и стран ЕАЭС, будут получать возможность привнести на потребность страны новые информационные продукты, и в течение длительного периода времени правительство будет оплачивать из бюджета услуги техподдержки, то есть, сопровождения этих информационных систем», — пояснила Коржова.

По ее словам, все эти перемены республики имеют совершенно конкретную цель — к 2050 году вывести страну в число 30 самых конкурентоспособных стран мира.

Для того, чтобы план стал реальностью, с 1 января 2018 года в Казахстане вводится всеобщее декларирование всех доходов населения. Буквально через месяц в стране заканчивается «легализация». Она была нужна для того, чтобы предоставить возможность юридическим и физическим лицам легализовать в канун всеобщего декларирования все свои доходы, в том числе, на счетах за рубежом.

«Самое главное — мы подготовились к тому, чтобы всеобщее декларирование проходило максимально удобно для населения. Для этого в настоящее время мы сверяем все базы данных, чтобы граждане Казахстана не занимались сами заполнением налоговых деклараций, а получали распечатанную форму, которую остается сверить со своими документами, подписать и сдать. То есть, мы работаем на максимальное упрощение, и здесь, безусловно, не обойтись без „Цифрового Казахстана“. Это сверхзадача, которая на сегодня является приоритетной», — отметила Коржова.

По ее словам, достигать успехов республике позволяет программа «100 конкретных шагов» — расписанный детально план работы для каждого министерства, ведомства и акимата. «Каждый знает, что и когда необходимо сделать, какую лепту внести, и в результате мы отлично понимаем, кто виноват, если мы не достигли нужного результата. Причем, именно персонифицировано — какое министерство или ведомство», — заметила чиновница.

«Цель программы — найти новые подходы в ведении хозяйства страны, усилить интеграционные процессы, среди которых единое экономическое пространство, безусловно, приоритетно», — заключила она.

Анна Семенец