Posted 16 ноября 2016,, 21:01

Published 16 ноября 2016,, 21:01

Modified 31 января, 12:46

Updated 31 января, 12:46

Меркель ставит на предсказуемость

16 ноября 2016, 21:01
Крупнейшие немецкие партии поделили власть на будущее. Однако «эффект Трампа» на выборах грозит их схему разрушить.

Лидеры правящих в Германии партий официально объявили действующего главу МИД ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера единым кандидатом на должность федерального президента. Теперь можно считать, что исход предстоящих в феврале выборов главы государства предрешен — никаких серьезных соперников у Штайнамайера попросту нет.

Как заявила Ангела Меркель — канцлер и глава Христианско-демократического союза (ХДС), Штайнмайер является идеальным претендентом, к которому испытывает доверие большинство немцев. «Он человек, которому можно доверять, его опыт, его знание мира — все это сделает его хорошим кандидатом на пост президента», — сказала она.

Меркель поддержал председатель Социал-демократической партии (СДПГ) Зигмар Габриэль, который известен как один из наиболее лояльных России немецких политиков. Он уверен, что на должности главы государства Штайнмайер должен способствовать диалогу в германском обществе. «Я уверен, что это доверие требуется именно сейчас — во время перемен», — заявил он.

Поддержал кандидатуру министра иностранных дел и глава баварского Христианско-социального союза (ХСС) Хорст Зеехофер, который не так давно лично встречался с Владимиром Путиным и соревнуется в своей «прокремлевскости» с тем же Габриэлем. Зеехофер напомнил, что Штайнмайер во времена Герхарда Шредера возглавлял ведомство федерального канцлера, а значит, имеет «огромный опыт во внутренних и международных делах», что особенно нужно Германии сегодня.

Напомним, что правящую коалицию в Германии сейчас составляют блок ХДС/ХСС и СДПГ. При этом стоит отметить, что кандидатура Штайнмайера появилась не сразу, однако несколько туров предварительных обсуждений показали, что ни одну другую компромиссную кандидатуру ни ХДС/ХСС с одной стороны, ни СДПГ (членом которой является Штайнмайер), найти не могут. В итоге и возникла сложная многоходовка, которая в теории должна устроить всех.

Выборы президента запланированы на 12 февраля 2017 года на заседании Федерального собрания, состоящего из депутатов Бундестага и представителей парламентов федеральных земель. Нет сомнений в том, что там будет избран именно Штайнмайер. После этого наиболее вероятным кандидатом на освободившийся пост главы МИДа станет нынешний спикер Европарламента социал-демократ Мартин Шульц. Как уже ходят слухи, он готов вернуться ради этого из Брюсселя.

В свою очередь, Ангела Меркель, как уже подтвердили ее соратники, намерена в четвертый раз выдвинуть свою кандидатуру на пост федерального канцлера — по итогам выборов в Бундестаг (нижнюю палату парламента), которые пройдут в августе или сентябре 2017 года.

По ее плану, блок ХДС/ХСС вновь займет первое место. И хотя, судя по соцопросам, шансов на то, чтобы в одиночку сформировать правительство, у правоцентристов нет, их все равно опять поддержат социал-демократы, а Меркель станет безальтернативным кандидатом в канцлеры. При этом достаточно популярный в немецком обществе Штайнмайер, который мог бы сломать всю эту игру и стать кандидатом от социал-демократов, уже будет «пристроен» на почетный, но не столь важный пост президента.

Однако в этой схеме «обмена постами» между ключевыми немецкими партиями есть пара слабых мест. В первую очередь, никому пока точно не известно, как именно завершатся выборы в Бундестаг. Судя по тому, как проходили в 2016 году голосования в земельных парламентах (ландтагах), есть большой шанс, что новая радикальная антимигрантская и националистическая партия «Альтернатива для Германии» получит значительную часть голосов консервативных избирателей.

Тогда союз ХДС/ХСС может откатиться на второе место. И если на первом окажется СДПГ, то на пост канцлера может начать претендовать все тот же Мартин Шульц. А он, как и Штайнмайер (и в отличие от Зигмара Габриэля), вполне способен превратиться в «левую» альтернативу Меркель.

Негласное межпартийное соглашение в этом случае, правда, будет нарушено. И можно с уверенностью сказать, что ХДС/ХСС после этого откажется формировать правительственную коалицию с социал-демократами. Но ведь для СДПГ это будет уже не обязательно. Для обеих крупнейших немецких партий «большая коалиция» стала вынужденным шагом.

В случае разрыва с ХДС/ХСС, у СДПГ, судя по электоральным рейтингам, появится шанс опереться на малые партии и «зеленых», чья поддержка в последнее время растет. И тогда Ангела Меркель не только не станет канцлером, но и наверняка даже не возглавит оппозицию и ее политическая карьера завершится, поскольку коллеги по правоцентристской коалиции точно поставят вопрос о смене лидера ХДС.

Впрочем, пока соглашение между основными игроками действует и создается ощущение, что большую часть своих проблем ведущие немецкие партии решили. Теперь слово за немецкими избирателями, которые могут повести себя предсказуемо, а могут и повторить «эффект Трампа», разрушив непредсказуемым голосованием все тщательно выстроенные планы.

Иван Преображенский