Posted 18 ноября 2016,, 12:00

Published 18 ноября 2016,, 12:00

Modified 31 марта, 01:10

Updated 31 марта, 01:10

На новый Майдан еще не «настрадались»

18 ноября 2016, 12:00
На Украине проходят акции протеста банковских вкладчиков, бюджетников, шахтеров. Однако очевидно, что до очередной «революции» еще далеко.

В Волынской области Украины закончилась десятидневная голодовка шахтеров. Поводом для акции послужила трехмесячная задержка зарплаты.

«Зарплату поднять, тарифы снизить!» — лозунг, под которым 11 ноября в Днепре митинговали независимые профсоюзы.

1 ноября в Киеве устроили шествие две тысячи учителей. 26 октября забастовали шахтеры «Красноармейскугля», что в Донецкой области. Ранней осенью протестовали коммунальщики, а николаевские судостроители перекрывали трассу на Одессу. Сейчас в Киеве проходит и вовсе еще что-то «многотысячное», а «Оппозиционный блок» заявил о начале «мирного протестного движения». Это что — новый Майдан?

Понятно, что «жить по-новому» на Украине (кстати, «Жити по-новому» — предвыборный лозунг Петра Порошенко) не всегда означает «жить лучше». Для большинства граждан повседневность не превратилась в «сказку» — скорее, наоборот. А потому подобные акции протеста в Украине сейчас не редкость, и поводы для них, конечно, есть. Но, с другой стороны, с голода жители Украины тоже не умирают.

Да, в 2014—2015 годах со сменой власти и началом военного конфликта украинцы пережили серьезное падение заработных плат. Курс гривны к доллару упал в 3-3,5 раза, многие товары подорожали в разы. Но после обвала 2015 года падение замедлилось, а затем наступила и стабилизация. Постепенно начали восстанавливаться зарплаты, и ощущения, что Украина «стоит на краю пропасти», пожалуй, уже нет.

«Из социальной статистики видно, что восстановление произошло, хотя по данным международных банков — зарплаты снизились. Я думаю, что, скорее, зарплаты все же выросли, просто оценки формировались в то время, когда было ухудшение, — сообщает «Росбалту» юрист киевского Центра социальных и трудовых исследований Виталий Дудин. — По последним данным Госслужбы статистики, средняя зарплата на Украине составляет $206 — примерно половина от уровня 2013 года. Однако по сравнению, например, с мартом 2015 года, когда средняя зарплата находилась у отметки в $150, прирост очевиден».

«Богатеями», по украинским меркам, сегодня можно назвать работников авиационной отрасли: в пересчете на доллары средняя зарплата в этой сфере составляет $1000.

Виталий Дудин также называет основными драйверами — сферу IT (здесь средняя зарплата на уровне $380), добывающую промышленность ($300), фармацевтику ($410). «Интересно, что аграрный сектор, обеспечивающий немалую долю нашего экспорта, — середнячек ($170). «Аутсайдеры» — бюджетники, учителя ($150), врачи ($125). Зарплаты полицейским подняли, министрам подняли, руководителям государственных компаний подняли, а вся масса людей, которая лечит, как была на мели, так и осталась», — отмечает эксперт.

Среди регионов лидер по уровню средней зарплаты, разумеется, Киев — $335, «серебро» получает Донецкая область — $235, в хвосте Тернопольская — $155.

К сожалению, проблемы украинского рынка труда не исчерпываются низкими, даже по меркам СНГ, зарплатами. Сокращения рабочих мест, задержки зарплаты не дают украинцам возможности уверенно смотреть в будущее. Вот, как пояснили «Росбалту» в пресс-службе Конфедерации свободных профсоюзов Украины, те самые шахтеры в Нововолынске, о которых упоминалось в начале, голодали даже не столько из-за задержки зарплаты, сколько из-за непонятного состояния всей отрасли. «Голодают не только потому, что зарплату не заплатили, они голодают, чтобы им выделили деньги на следующий год. Проходит бюджетный процесс, определяется финансирование», — отметили в профсоюзе.

Кстати, «у тех, кто в шахте, зарплата — около 15 тысяч грн ($580)». Не так уж и плохо, но пресловутое «отсутствие уверенности в завтрашнем дне» несколько портит им настроение. И если на частичное погашение долга в правительстве деньги все-таки нашлись, то вопрос с финансированием развития шахты, ее достройки, «повис».

Сокращение производства в угольной отрасли вносит свою лепту в рост безработицы и трудовой миграции: «Существует несколько регионов, которые полностью зависят от шахт. Особенно тяжело закрытие шахт в моногородах, где нет другой работы», — сообщили в Конфедерации свободных профсоюзов.

И хотя уровень безработицы по методологии МОТ (Международная Организация Труда) оценивается в 10%, а официально зарегистрировано 2,7%, 30-процентная трудовая миграция наводит на мысли об очень плохой ситуации с занятостью.

По словам Виталия Дудина, сокращения происходят в машиностроении из-за разрыва с российским рынком, а также в бюджетной сфере: «Наша страна взяла абсолютно прозрачные обязательства перед МВФ — уменьшить численность школ на 3%, больниц на столько же», — говорит эксперт. Также, по его информации, «половина фонда оплаты труда находится в серой или черной зоне. Или вообще нет трудового договора, или люди получают «минималку», а все остальное в конверте». Выходит, нельзя сказать, что все 10% безработных по МОТ и впрямь сидят без дела, ведь раз нет трудового договора, то и для службы статистики человек переходит в категорию незанятых.

Не все гладко и с соблюдением трудового законодательства. «На крупных предприятиях ограничения рабочего дня в 8 часов в принципе соблюдаются: металлургия, шахты — тут все, «о`кей». В тоже время, у нас действует мораторий на проверки малого бизнеса, и на таких предприятиях трудового законодательства нет практически» — говорит Виталий Дудин. Опасаются в Центре социальных и трудовых исследований также ухудшения трудового законодательства по примеру соседей из СНГ.

Не будем забывать и о том, что если зарплаты начали расти относительно недавно, то цены неуклонно ползут вверх уже третий год подряд. Хотя, заметим, что до российского уровня им все еще далеко.

Например, пакетированное молоко в одной из крупнейших украинских торговых сетей продается по цене от 12 до 15 гривен (28-37 рублей). Да и вся «молочка» дешевле: натуральные глазированные сырки стоят около 13-18 рублей; сливочное масло идет по 60-75 рублей за 200 г.

Белый хлеб — 12-20 рублей (при весе несколько большем, чем в России — 500-800 грамм). Картошку отпускают по 8-15 рублей. Не порченные, красивые яблоки стоят от 25-30 рублей, худшего качества — от 18.

Мясная продукция украинцам тоже обходится дешевле: бескостная говядина — 270, куриные грудки — 150 рублей за кг. В тоже время крупы заметно дороже. Так, килограмм риса обойдется не меньше 50 рублей, а цены на гречку начинаются от 75. Но в общем понятно, что основные продукты питания на Украине подешевле. Правда, правительство начало эксперимент по отмене регулирования цен на «социальные товары», что означает их рост в ближайшее время.

Зато транспорт обходится украинцам в сущие копейки. Для сравнения: одна поездка на метро в Москве, как известно, стоит от 30 до 50 рублей, в Киеве — от 3,7 до 4 грн. (9-10 рублей). Прокатиться на трамвае в Киеве стоит и вовсе всего 7,5 рублей, правда, при низком комфорте и весьма сомнительным техническим состоянием вагонов.

А вот по «коммуналке» украинцам «спуску не дают». Следуя указаниям МВФ, правительство многократно подняло цены на жилищно-коммунальные услуги. Отопление квартиры площадью 30 кв.метров в Киеве обойдется примерно в 900 грн (2300 рублей), Даже москвичи, заглянув в свои платежки, увидят, что им это удовольствие влетит в значительно меньшую сумму, и это при огромной разнице в зарплатах не в пользу киевлян. Субсидии, правда, спасают многих: по словам пресс-секретаря премьера Украины Дмитрия Столярчука «средний размер жилищной субсидии в Украине в этом отопительном сезоне составляет 2 000 гривен».

Зато бесквартирных «утешает» относительно низкая стоимость как аренды, так и покупки жилья. В Киеве «однушку» снять можно за 12,5-15 тыс. рублей, а купить на вторичном рынке — даже за 1,7-2 млн. рублей.

Ну, покупка квартир — это для «избранных», даже таких вот, которые почти «задаром». А как оно вообще живется-то?

«Если выходить на все смены, можно заработать 10 тыс. грн. Смена у нас около 10 часов. На хлеб хватает, но после оплаты съемной квартиры остается немного», — рассказывает «Росбалту» монтажник Валентин Ковальчук, работающий в Киеве.

«У нас на «Хартрон Энерго» при сдельной оплате труда еще более-менее, и 5-6 тыс. гривен получить можно, если постараться. Мне зарплату уже должны были выдать 7 числа, а я денег еще не видел. Если учесть коммуналку и проезды на работу плюс минимальный продпакет — этого едва ли хватит на жизнь», — делится информацией с рабочий из Харькова Владислав Петренко.

«Зарплаты 3000 гривен ни на что не хватает. Прожить на нее нельзя, вы же видели какие сейчас ужасные цены. Власть не уважает народ», — такой вывод делает контролер пригородных электричек киевлянка Анна.

Но тут важно и то, насколько «народ уважает власть». И насколько долго готов ее терпеть. Директор Института национальной стратегии Олеся Яхно, например, считает, что начавшиеся на этой неделе в Киеве «акции протесты связаны с настроениями всего двух партий, которые находятся в Верховной раде: «Оппозиционного блока» и «Батьковщины».

«Они делают все, чтобы спровоцировать досрочные выборы. Я не вижу социальной базы, которая будет выходить на акции. По вкладам в те или иные банки — принят закон, уже существовали компенсации. По тарифам — есть такое понятие как «субсидии», есть возможность рассрочки выплат. Не вижу дальнейшего роста масштаба этих протестных акций», — делится своим прогнозом с «Росбалтом» политолог.

В обшем, в Украине развиваются две тенденции: первая — подорожание всего и вся, урезание «социалки», сокращение рабочих мест; вторая — восстановление экономики, медленное повышение зарплат, точечная социальная поддержка государства. Удержится ли нынешняя власть или ее сметет какой-нибудь новый майдан — зависит от того, какая из них, тенденций, возобладает, что покажется народу более значимым. Наверное, скоро увидим.

Никита Торбин, Киев