Posted 25 ноября 2016,, 07:52

Published 25 ноября 2016,, 07:52

Modified 31 января, 12:53

Updated 31 января, 12:53

Грузии грозит «скрытый голодомор»?

25 ноября 2016, 07:52
Кавказская республика встретит 2017 год со старо-новым правительством. Ему придется решить две главные проблемы — искоренение нищеты и сохранение мира.

После недавней победы на парламентских выборах в Грузии правящей партии «Грузинская мечта» в отставку ушел весь кабинет министров. Сформировалось новое, вернее, обновленное правительство, поскольку многие члены прежнего кабинета сохранили свои портфели. Сомнений в том, что депутаты признают его полномочия, нет: «Грузинская мечта» и не мечтала, что возьмет в законодательном органе 115 мандатов из 150, получив тем самым конституционное большинство.

В контексте так называемого нового правительства отрадным является, пожалуй, лишь одно: на пост премьера президент Грузии Георгий Маргвелашвили представил действующего главу правительства Георгия Квирикашвили. Надо знать грузинские реалии, чтобы проникнуться важностью этого момента — президент не является апологетом правящей партии; более того, у него плохие отношения с ее основателем и реальным главой миллиардером Бидзиной Иванишвили. И у него не сложились отношения ни с прежним премьером Ираклием Гарибашвили, ни с парламентом. Так что президент мог спровоцировать серьезный скандал, если бы предложил неустраивающую «мечтателей» кандидатуру. То есть конфликта между тремя ветвями власти — президентом, правительством и парламентом — не произошло, хотя еще недавно они активно склочничали между собой.

Фигура старо-нового премьера приемлема для всех, кроме радикальной оппозиции, которая в законодательном органе сейчас ничего не решает. А приемлема она не с точки зрения выдающихся деловых и интеллектуальных способностей Квирикашвили, а в силу его эмоциональной устойчивости, умения сглаживать конфликты и не нарываться на новые, включая и внешнеполитические. Смешно, конечно, что эти два качества отмечаются особо, когда речь идет о государственном муже столь высокого ранга — они, вроде, должны считаться нормой.

Однако в условиях Грузии, когда «темперамент» многих ее правителей бил через край и крушил все на своем пути, невозмутимого Квирикашвили, конечно, следует оценить. Что же касается его деловых характеристик, судя по социально-экономическому фону в Грузии, тотальной безработице, нищете очень значительной части населения, соответствующие качества либо крепко спят, либо их нет вовсе. Скорее всего, грузинский премьер больше ассоциируется с дипломатической работой в какой-нибудь нейтральной стране, на которой Грузия не завязана так, как, например, на США.

Впрочем, некоторые грузинские эксперты считают, что Квирикашвили еще может развернуться и показать себя не самым плохим «хозяином» страны, в которой первым лицом является премьер, а не президент: ведь Грузия перешла к парламентской форме правления. Надежды эти основаны, во-первых, на том, что пост главы правительства Квирикашвили занимал всего лишь год, а этого мало для достижения впечатляющих успехов; во-вторых, на том, что премьер, хоть и с оглядкой на Иванишвили, который считается теневым главой государства, сформировал новое правительство почти по собственному вкусу.

В частности, в экономическом блоке правительства появились министры, которые считаются «людьми премьера», а не Бидзины Иванишвили. К ним относятся новые главы министерств финансов, экономики, инфраструктуры и регионального развития. Кроме того, неожиданным стало назначения теперь уже бывшего оппозиционера Виктора Долидзе на пост госминистра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. Премьер также решил упразднить аппарат госминистра по вопросам диаспоры — это ведомство присоединится к министерству иностранных дел.

А всех руководителей силовых и других министерств и ведомств он не тронул, то есть сейчас их возглавляют и «люди Иванишвили», и «люди» самого премьера. Слухов о том, что миллиардер и премьер повздорили на этой почве, не было, а слухи в Тбилиси распространяются молниеносно. Так что ситуацию в этом плане можно считать непривычно спокойной — «и волки сыты, и овцы целы».

Ну, а о «сытости» простых грузинских граждан будет сказано ниже. Здесь же приведем заявленные премьером главные приоритеты нового правительства: это «сохранение и усиление демократической среды в Грузии, качества безопасности с одновременным быстрым экономическим развитием страны». Квирикашвили также подчеркнул «быстрое развитие событий в мире, новые вызовы», на которые Грузия обязана ответить «с новой энергией, быстрыми и эффективными действиями».

Весь вопрос в том, сумеет ли она это сделать. Оппоненты власти утверждают, что не сможет; что «мечтатели» испытывают сильный кадровый голод, соответственно, они не способны обеспечить ни безопасность, ни развитие экономики и сельского хозяйства. Эти последние две отрасли зависят от грамотной политики приватизации, привлечения инвестиций, создания конкурентоспособной среды и налогового комфорта бизнеса, чего не было в помине и вряд ли появится впредь.

Критики «мечтателей» также справедливо указывают на то, что те считают себя безгрешными и не признают никаких своих ошибок, поэтому ждать чего-либо путного от старо-нового правительства не стоит — ведь уже прождали четыре года, а воз и ныне там. И действительно: разглагольствовать на тему «усиления демократии» и приверженности «европейским ценностям» — а вся эта вербальщина предназначена для услаждения органов слуха Запада — легко, но как-то не здорово слушать грузинам столь высокопарные речи на голодный желудок. А он действительно голодный, поскольку все проводимые в Грузии социологические исследования говорят о том, что более всего местных жителей заботит проблема безработицы, социального обеспечения и здравоохранения.

«Они (власти — прим. автора) не понимают, что общественность обеспокоена криминальной ситуацией. Они не понимают, какой это вызов — нищета и безработица. Власти в том же составе анонсировали проведение прежней политики, когда Бидзина Иванишвили выходит и говорит, что все хорошо, а безработица и плохая жизнь — это вина общества. В такой ситуации мы не поддержим этот состав правительства. Наша главная задача — в последующие четыре года сделать все, чтобы уменьшить ущерб, который понесет общество в условиях такого правительства», — сказала одна из лидеров оппозиционной парламентской партии «Единое национальное движение» Елена Хоштария.

Впрочем, для «мечтателей» поддержка «националов» значения не имеет. Но им стоит ознакомиться с данными профессора Шота Чхеидзе, обнародованными газетой «Резонанси» (Резонанс). Правда, ученый муж не сваливает вину за проблему, о которой говорит, на правящую команду, считая ее, по-видимому, следствием правления «националов», когда люди брали «банковские и ростовщические долги», и не могут их выплатить. Но это не меняет общей ситуации, поскольку сменившие «националов» «мечтатели» четыре года делают вид, что население Грузии всем довольно, хотя и с некоторыми незначительными «но».

А рассказывает профессор о проблеме «скрытого голода» в Грузии — то есть в стране, в которой и сухая палка зацветет в плодородной земле. По его данным, за последние 5 лет рацион питания и уровень жизни населения страны практически не улучшился. В частности, ежедневно вместо нормированных 200 граммов мяса и мясных продуктов житель страны в 2012 году потреблял 71 грамм, в 2013 году — 74, в 2014 — 79, в 2015 году — 81 грамм. Что касается молока и молочных продуктов, «и тут мы отстаем, и вместо нормированных 960 граммов в 2012 году потребляли 379, в 2013 году — 395, в 2014 — 428 граммов, а в 2015 году — 432».

И как-то ни парадоксально, подчеркнул Чхеидзе, в богатой фруктами и овощами Грузии вместо нормированных 370 граммов житель страны, например, в 2015 году получал 158 граммов овощей, а вместо положенных 210 граммов фруктов — 102 грамма. То есть в среднем потребление мяса в стране в 2,5 раза отстает он нормы, молочных продуктов — в 2 раза, рыбы — в 4,5 раза, овощей и фруктов в 2-2,5 раза. А голод люди утоляют самым дешевым, но сытным — хлебом: килограмм этого продукта в 15 раз дешевле килограмма мяса.

«Люди считают, что съев хлеб, они удовлетворили чувство голода, в то время как человек испытывает „скрытый голод“. После смена власти (в 2012 году — прим. автора) для улучшения социальных условий было сделано многое, и рацион питания должен был улучшиться, но этого не произошло. Эксперты спрашивают, почему условия жизни не улучшились. Да потому, что 500 000 семей выплачивают банковские и ростовщические долги, взятые при прежней власти», — рассказал Чхеидзе.

Это, конечно, весьма наивное оправдание «скрытому голоду». Тем более, что по признанию респондента грузинского издания, в стране (данные за 2016 год пока неизвестны) «ежегодно 700 детей умирало от неполноценного питания, а не от инфекционных заболеваний. В том числе 400 детей умирало в первую неделю после рождения, а 300 — в первый год. … 22% наших детей болели анемией, а 30-35% испытывали дефицит йода. Естественно, в этом случае мать ребенка не питалась полноценно, что не могло стать предпосылкой для рождения здорового ребенка».

Вероятно, этих данных достаточно, чтобы иметь представление о том, с чем столкнется так называемое «новое» правительство, которое, скорее, выступало в роли наблюдателя в течение последних четырех лет правления «мечтателей», наобещавших избирателям в 2012 году чуть ли не рай на плодородной грузинской земле. Словом, с экономикой, созданием новых рабочих мест, социальной защитой населения они не справились. При этом, как ни странно, у МВФ по этому поводу мнение совершенно другое. «Грузинская экономика показывает устойчивое развитие и продолжает восстанавливаться от внешних шоков…» — сказала глава миссии фонда Мерседес Вера-Мартин, только что побывавшая в республике. Похвалила за «хорошее поведение»?

Но если не экономику, то кое-что правительству точно можно засчитать в плюсы. В частности, отношения с Россией, которые до прихода к власти «Грузинской мечты» были крайне напряженными, что грозило стране большими неприятностями, несколько улучшились. Но дипломатические отношения все еще не восстановлены — Тбилиси в этом вопросе мешает отказ Москвы от отзыва признания ею независимости Абхазии и Южной Осетии, — но кое-какие контакты на уровне спецпредставителей России и Грузии по урегулированию развиваются.

Вышеуказанный переговорный формат открыл закрытый прежде для грузинской продукции российский рынок. Наладилось регулярное транспортное сообщение между двумя странами; несколько упростилась процедура получения российских виз. Изменилась и риторика сторон: откровенно оскорбляющая компонента из них исчезла. Это, в свою очередь, понизило восприятие России как «главного врага» Грузии. И вообще, создается впечатление, что Тбилиси и Москва все же сотрудничают по вопросам, касающимся взаимной безопасности.

Говоря о внешней политике, новое правительство, наверняка, не откажется от курса европейской и евроатлантической интеграции, но по-прежнему будет выступать за добрососедские отношения с Россией, камнем преткновения в которых, как уже было сказано, являются Абхазия и Южная Осетия. Но в Евросоюз и в НАТО Грузию в обозримом будущем не примут. Так что грузины и россияне могут спать спокойно — на почве реального продвижения войск Альянса к границам РФ со стороны Грузии война не разразится. И, тем более, Грузия не пойдет войной на Абхазию и Южную Осетию.

А что еще надо стране, получившей «независимость», кроме мира, свободы личности и социально-экономического благополучия? Первые два условия правительство Грузии, так или иначе, обеспечит. Но последнее — вряд ли. А это означает, что оно рискует потерять власть к следующим выборам, но предварительно в стране начнутся политические и социальные брожения, которые неизвестно как отразятся на ее будущем.