Posted 6 декабря 2016,, 17:00

Published 6 декабря 2016,, 17:00

Modified 31 января, 13:02

Updated 31 января, 13:02

На Украине могут взяться за топоры

6 декабря 2016, 17:00
Мораторий на экспорт леса стал для Киева экономической и природоохранной проблемой, поводом поссориться с ЕС, а президенту он грозит снижением рейтинга.

Пообещав еврокомиссарам на саммите Украина — ЕС решить в течение нескольких недель вопрос об отмене моратория на экспорт леса-кругляка в обмен на европейское кредитование, украинский президент поставил себя в затруднительную ситуацию. Сомнительно предполагать, что Порошенко не знал с каким противостоянием со стороны депутатов парламента и насколько негативной реакцией общества ему придется иметь дело дома, в условиях, когда его рейтинг стремительно снижается, а оппоненты готовы воспользоваться любым неаккуратным движением с целью инициации досрочных выборов.

И все-таки Петр Алексеевич, оголяя свои тылы, решился на этот отчаянный шаг. Видимо, несмотря на заверения министра финансов Александра Данилюка об отсутствии у Украины острой необходимости в деньгах ЕС и Международного валютного фонда, у президента есть свой взгляд на критичность получения этих кредитов, и он готов идти на крайне непопулярные меры. На кону 600 миллионов евро от ЕС, по которым выдвинуты конкретные условия, и перспектива приостановки кредитных программ МВФ. Успокоительные речи для граждан в стиле «все будет хорошо» это одно, а экстренное латание дыр для спасения тонущей финансовой системы и предупреждения дефолтных процессов — другое. Классический выбор из двух зол.

Порошенко, отправляясь на саммит был заранее проинформирован о требованиях партнеров из Евросоюза касательно отмены моратория и, не предавая это широкой огласке, поручил рабочей группе из представителей Кабинета министров и Верховной рады подготовить законопроект, снимающий мораторий на экспорт леса-кругляка. Об этом сообщил заместитель главы администрации президента Константин Елисеев, передает Inforesist: «Разрешение вопроса вырубки леса в этом законопроекте решается не путем запрета экспорта, а разработкой комплексных мер по контролю, которые не допустили бы злоупотреблений в этой сфере», — сказал он.

Реакция оппонентов президентского обещания не заставила себя ждать. Резкая критика со стороны депутатского корпуса и СМИ, неподконтрольных Порошенко, не отличается разнообразием и в основном сводится к популистским лозунгам о «продаже национальных интересов за жалкую подачку Запада» и призывам прекратить превращение Украины в сырьевую колонию. Главными «рупорами» защитников народных интересов выступили лидер «радикалов» Олег Ляшко и губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль.

Некоторые украинские издания, сославшись на страничку Ляшко в Фейсбуке, распространили даже его заявление о готовности «вешать на сосне» поборников отмены моратория. Корреспонденту «Росбалта» грозных призывов к физической расправе обнаружить не удалось. Хотя слова депутата Рады относительно экспорта необработанного леса действительно жесткие, но позиция его обозначена достаточно четко и даже логично: «ЕС хочет необработанный кругляк, чтобы рабочие места имели австрийцы, поляки, немцы, а украинцы чтобы „бамбук курили“. Почему они на ушах стоят за этот лес? Вы в Европе ни одно дерево не срубите, потому что вам платить до конца жизни… Вот я и говорю — хрен вам! У себя рубите. Мы запретили не вывоз леса, мы запретили вывоз необработанного леса. Привозите сюда оборудование, создавайте рабочие места украинцам, платите им нормальные зарплаты, платите налоги — и вывозите паркет, мебель, доску, обработанное сырье».

На странице того же Фейсбука, очень популярного у украинских политиков, высказался и Геннадий Москаль: «Пусть европейские партнеры не ставят нам ультиматумы и не превращают Украину в сырьевой придаток. Я лично буду просить нардепов от Закарпатья не голосовать за отмену моратория на вывоз необработанной древесины за границу. Давайте не уподобляться аборигенам, у которых колонисты за стеклянные игрушки выманивали землю, а докажем, что мы европейская нация, которая имеет свою гордость и хранит национальные богатства!»

То ли риторика Ляшко и Москаля и правда направлена на защиту украинских лесов и экономики, то ли просто является аргументом в борьбе за власть и попыткой подтолкнуть пошатнувшийся трон Порошенко, но нравится она многим.

«Из Украины массово вывозят лес-кругляк», «ЕС видит в Украине не партнера, а колонию, сырьевой придаток», «Юнкер сделал из украинцев лохов», «Киев готов снять запрет», «Теневой оборот древесины в Украине оценивается в 2,2 млрд грн», «Время пилить? Все на продажу!», «Экспорт кругляка оставит Украину без карпатских лесов» — вот основные заголовки материалов украинских изданий, в большинстве своем истерических и не дающих ни цифр, ни сколько-нибудь серьезных экономических расчетов в защиту моратория. А зря, статистика по данной тематике достаточно «говорящая».

9 апреля 2015 года Верховная рада приняла закон, которым на 10 лет запретила экспорт лесоматериалов и пиломатериалов в необработанном виде — «леса-кругляка». При этом запрет на экспорт почти всех лесоматериалов древесных пород был введен с 1 ноября 2015 года, а на сосну — с 1 января 2017 года.

Издание Finance.UA приводит данные Государственной фискальной службы Украины, согласно которым за время действия моратория на экспорт леса 15% предприятий отрасли инвестировали деньги в модернизацию, перешли на более глубокую переработку сырья, создавая большую добавочную стоимость.

Несмотря на кризис в экономике, за 9 месяцев 2016 года объем реализации продукции в деревообрабатывающей отрасли вырос на 16%, в мебельной — на 15%.

Экспорт продукции лесопереработки по сравнению с прошлым годом вырос на 11%, в то время как общий объем экспорта товаров из Украины снизился на 9%.

Объем уплаченных налогов в отрасли вырос на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В 2016 году в 3 раза увеличился объем импорта оборудования для обработки дерева. За счет собственных средств и иностранных инвестиций производится модернизация предприятий, их техническое и технологическое перевооружение. Проекты с участием иностранных инвесторов реализуются в Житомирской, Ровенской, Волынской и других областях. Размер инвестиций — от 3 до 20 млн долларов.

По оценкам экспертов, при переработке одного куба древесины средний уровень добавленной стоимости составляет 50 долларов. Таким образом, «прибавка» от переработки леса, который сейчас экспортируется в виде сырья законными или незаконными, несмотря на мораторий, способами, может составлять от 500 миллионов до 1 миллиарда долларов в год.

Европейская соседка Украины — Польша, при одинаковой площади лесов, уже давно отказалась от экспорта кругляка. Высокотехнологические и конкурентоспособные производства позволяют изготавливать мебель, бумагу и другую продукцию, которую успешно продают во многих странах мира, в том числе и в Украине. Предприятия Польши 2016 году реализовали продукции лесопереработки в 10 раз больше, чем в стране-соседке. Объем польского экспорта превышает украинский в 8 раз, а вот украинский кругляк поляки покупают с удовольствием.

Статистика таким образом довольно однозначно говорит в пользу сохранения моратория. Так в чем же дело?

«Суть заключается в том, что сам запрет на вывоз кругляка был нерыночной мерой, носивший элемент популизма — но дававший совсем не тот эффект, который от него ожидали. Любое сырье, любая продукция ищет своего покупателя. Если большую цену готовы платить за рубежом — туда пойдет и поток. Древесина, не подвергаясь глубокой переработке, все равно уходит туда под видом обработанного леса», — поделился своими соображениями с изданием «2000» доцент Национального университета биоресурсов и природопользования, председатель «Общества лесной сертификации в Украине», директор национального представительства Лесного попечительского совета (FSC) Павел Кравец.

По мнению эксперта, мораторий привел к парадоксальным результатам: частники, пришедшие на смену государственным лесхозам и всеми правдами и неправдами ищущие дешевое сырье, стимулировали волну незаконных рубок. С другой стороны, экспортные деньги, валютная выручка пошла переработчикам, которые вкладывали деньги в лесопилки и станки, а не в лесхозы, которые финансировали бы восстановление леса. Наконец, поскольку малые предприятия очень часто работают по упрощенной налоговой схеме, местные бюджеты также стали недополучать значительные суммы. С этой точки зрения мораторий оказался совершенно неэффективным, он лишь ухудшил ситуацию. Однако нынешняя попытка «отыграть назад» ее вряд ли улучшит.

«Как поспешное и бездумное введение моратория, так и такая же волюнтаристская отмена его ни к чему хорошему не приведет. Все бросятся вывозить в погоне за валютной выручкой. Это может привести к кризису на рынке, усложнить и так непростые взаимоотношения между лесной отраслью и перерабатывающей, — говорит Павел Кравец. — Отмена моратория должна быть каким-то образом скомпенсирована определенными предохранителями — например, новыми положениями о правилах реализации необработанной древесины на внутреннем рынке».

Специалист считает, что с самого начала было ясно, что мораторий рано или поздно придется отменять. И то, что президент пытается его анулировать — это не заслуга лоббистких группировок, тем более что у работников лесного хозяйства и импортеров нет серьезных ресурсов для создания такого лобби. Так что сделано это было из желания президента подтвердить свои обязательства перед ЕС.

Хотя тут можно и поспорить с уважаемым экспертом: Евросоюз, пекущийся об интересах представителей своего бизнеса, потенциальных импортеров украинского леса, имеет немалые возможности в давлении на Украину как на экспортера. Чем, по мнению большинства украинских депутатов, он и занимается.

«Общество не готово прислушиваться к мнению экспертов. Очень сложно найти площадку, на которой может вестись взвешенная дискуссия. Все привыкли к примитивным моделям „свой-чужой“, „черное-белое“. К огромному сожалению, я вижу, что глубокие обсуждения профессионалов не интересны, всех интересуют простенькие шоу», — констатировал Кравец.

Тем временем многие депутаты Верховной рады хранят молчание. Может, у них отсутствует однозначное мнение по сложному вопросу, а, возможно, они ожидают начала активных действий от уже вступивших в драку, чтобы принять чью-то сторону.

Остается добавить, что в бюджет-2017 правительством Гройсмана не заложено ни копейки на восстановление украинских лесов. В то же время, по данным Госагентства лесных ресурсов Украины, в прошлом году было незаконно вырублено 24 тыс. кубов леса. За 9 месяцев 2016 года объем незаконной вырубки составил около 21 тыс. кубометров, что на 17% больше показателя прошлого года. Теневой оборот древесины в Украине оценивается в 2,2 млрд грн.

Валентин Корж