Posted 8 декабря 2016,, 08:20

Published 8 декабря 2016,, 08:20

Modified 31 марта, 00:57

Updated 31 марта, 00:57

Шушкевич: Думал, что коммунисты не ратифицируют Беловежские соглашения

8 декабря 2016, 08:20

Первый глава независимой Белоруссии Станислав Шушкевич считает, что 8 декабря 1991 года, когда был подписан исторический для всех постсоветских стран документ — Беловежские соглашения, который констатировал исчезновение Советского союза c политической карты мира, он и его коллеги сделали нужное дело и в нужном месте.

«Мы приняли нужное решение, потому что распад, развод произошел без пролития капли крови», — сказал он в интервью Delfi. — На днях Витаутас Ландсбергис (литовский политик, председатель Сейма республики в 1992 году) написал, что для того, чтобы понять события августа-декабря 1991 года, надо вспомнить ситуацию кончины несостоявшейся советской империи. Какова на тот момент была ситуация? Тогда мы не все так понимали, но вкратце ситуация была такая: после августовского путча Советский союз стал неуправляемым. Горбачев как первое лицо государства им не управлял. Поэтому опасность распада была очень большой, а распад грозил появлением новых ядерных держав, а Запад этого боялся. Виднейшие западные политики предупреждали: ни в коем случае не допускайте сепаратизма, никакого разделения. Это такие политики, как Миттеран, Буш-старший, Киссинджер, Тэтчер, светила мировой политики».

«Мы ведь не ехали в Беловежскую пущу, чтобы принимать решение, которое в итоге приняли», — отметил Шушкевич.

«Я пригласил Ельцина, чтобы решить экономические вопросы. Обстановка была такой. А если сейчас проанализировать переписку дипломатов, которая стала известна через 20 лет, то они писали, что территория СССР на грани гражданской войны и страшнее ничего не может быть, потому что это будет война держав, обладающих ядерным оружием. Война держав, в которых несерьезные политики возглавляют отдельные республики», — сказал он.

«Мы сделали нужное дело и в нужном месте. Мы приняли нужное решение, потому что распад, развод произошел без пролития капли крови. Югославский вариант не получился, хотя такая угроза была», — считает экс-глава Белоруссии.

«Я тогда думал об одном последствии, что сейчас привезу это соглашение в Минск и буду обязан поставить его на ратификацию, а все коммунисты (это в общем-то некоммунистическая затея), я думал, они не ратифицируют и будет конец моей политической карьеры. Я думал об этом», — вспомнил Шушкевич.

«Главным последствием я бы назвал бескровный развод и отсутствие кровопролития в связи с распадом могучей ядерной империи», — отметил он.

Комментируя данные последнего опроса «Левада-центра», согласно которым 56% россиян сожалеют о распаде СССР, Шушкевич заявил: «Особенно если их предводитель будет говорить, что это трагедия для народа, а не будет говорить народу правду о том, чем был Советский Союз, очень легко зомбировать при современных монополизированных государством масс-медиа народ такой великой страны, как Россия. Народ зомбирован».

«Россия пытается не восстановить Советский союз, Россия пытается снова стать империей. Она, вернее, российская власть не заботится о своих гражданах. И в общем-то имперские убеждения не требуют зажиточности, материального благополучия, гораздо проще мобилизовать людей на восстановление империи, чем на построение благополучия для всех. Поэтому российские руководители не могут идти по иному пути во главе с лидером, который даже получил поддержку за агрессию в отношении соседней державы. И он, в общем-то, по этому пути идет, говорит, что мы будем восстанавливать империю», — указал экс-лидер Белоруссии.