Posted 9 декабря 2016,, 14:08

Published 9 декабря 2016,, 14:08

Modified 31 марта, 00:56

Updated 31 марта, 00:56

№ 1 по коррупции

9 декабря 2016, 14:08
Несмотря на многолетнюю помощь Евросоюза — со времен Оранжевой революции до наших дней, — на Украине не удается победить систему воровства и мздоимства.

Европейская счетная палата на днях обнародовала аудиторский отчет почти в 70 страниц (на 22 языках) о том, как Украина использовала помощь ЕС в период с 2007 по 2015 годы в сферах управления государственными финансами, борьбы с коррупцией и в газовом секторе. Короткий пресс-релиз аудиторов озаглавлен симптоматично — «Помощь ЕС Украине: результаты все еще „хрупкие“. Главный нефинансовый вывод заключен в паре политизированных предложений: „Несмотря на усилия по реформированию, Украина до сих пор воспринимается как наиболее коррумпированная страна в Европе… Олигархические кланы продолжают оказывать доминирующее влияние на экономику, политику и средства массовой информации“.

Как отмечается в пресс-релизе, с 2007 по 2015 год финансовая помощь ЕС Украине составила 1,6 млрд евро в виде грантов (половина из этого — для поддержки бюджета) плюс 3,4 млрд евро макро-финансовых кредитов. Однако за коротким сообщением с печальным для страны диагнозом — после 25 лет независимости и двух революций — скрывается немало интересной информации в „недрах“ полного аудиторского отчета о помощи Украине со стороны Европейского союза.

Ведь проверка охватывает также и часть (два года) президентства Виктора Ющенко — после Оранжевой революции. А также — несколько лет властвования Виктора Януковича — с февраля 2010-го и до его бегства в начале 2014-го. К сожалению, в отчете не указано отдельной строкой, сколько точно вливаний сделал ЕС в Украину во время их президентства. Однако значительное количество места отведено критике того времени, что касается борьбы с коррупцией.

Эта насущная проблема, как указывается, была зафиксированы еще в первоначальном „Соглашении о партнерстве и сотрудничестве ЕС и Украины“ от 1994 года (подписано при президенте Кучме). „После Оранжевой революции, — указывается в отчете, — Украина сделал попытки форсировать борьбу против коррупции путем создания новых институтов, базирующихся на основе анализа и рекомендаций международных организаций. Тогда ЕС призвал Украину присоединиться к группе ‚Страны Совета Европы против коррупции‘ и выполнять ее рекомендации, а также ратифицировать конвенции ООН против коррупции“. Украина стала членом этой группы стран ЕС в 2006 году, однако Верховной раде и Виктору Ющенко понадобилось три года, чтобы Киев ратифицировал антикоррупционные конвенции ООН (в 2009 г.).

Как отмечают аудиторы, „прогресс по внедрению международных рекомендаций был медленным до 2010 года“. То есть до конца каденции президента Ющенко.

Справедливости ради следует отметить, что, как указывается в таблице антикоррупционной активности украинской власти, в период 2006—2009 гг. с Украиной в „проекте против коррупции“ работало только одно европейское агентство TASIC („Техническая помощь для СНГ“). Конечно, даже маленькую помощь насмешкой назвать язык не поворачивается, но и говорить, что такое участие Европы было серьезным отношением к победившей Оранжевой революции, тоже трудно. Ясно также, что и политической воли у Виктора Ющенко (при огромном потенциале его поддержки во время Оранжевой революции) не хватило. Ведь и президенту, и правительству с парламентом нужно было начинать реальную борьбу с коррупцией, вовсе не дожидаясь „халвы“ из Европы.

В конце февраля 2010 года Ющенко „передал“ свой пост Януковичу. А в декабре того же года вновь избранный украинский парламент, пишут аудиторы, „отменил антикоррупционный пакет законов и других мер, которые были приняты в 2009 году, но так и не выполнены“. Тогда в Европе в поисках того, как можно заставить украинскую власть, стремящуюся в ЕС, бороться с собственной коррупцией, придумали „хитрый“ план. В ответ на упразднение Верховной радой пакета антикоррупционных законов „с 2011 года ЕС включил пакет мер, касающийся законодательства по борьбе с коррупцией и создания антикоррупционных органов, в ‚План действий по либерализации визового режима‘. (Свободный въезд украинцев в страны Евросоюза и стал, как оказалось, долгоиграющей ‚морковкой‘ для Киева. Ее пока еще и сегодня тянут-потянут, вытянуть не могут, хотя все свои обязательства перед Евросоюзом — многие формально, судя по впечатляющим коррупционным скандалам, — Украина выполнила.)

Худо-бедно, но в 2012 году министерство финансов с подачи Евросоюза создало группу по вопросам управления государственными финансами, чтобы разработать стратегию реформ, которая позволила бы возобновить бюджетную поддержку, приостановленную ранее. До Вильнюсского саммита, на котором Янукович должен был подписать так называемую Ассоциацию ЕС с Украиной (а без внятного плана реформ это было невозможно), оставалось всего ничего.

Как отмечается в европейском аудиторском отчете, ‚несмотря на неполное выполнение условий, выдвинутых ЕС и другими донорами, в период с 2010 по 2012 гг. был принят целый ряд законодательных решений, связанных с управлением государственными финансами. Однако правительство Украины не уделяло достаточного внимания для их надлежащего выполнения: связанное с ними национальное законодательство было низкого качества, сказывалось недостаточное финансирование, поэтому их непосредственная реализация была в целом неудачной‘.

Отмечу, что именно в то время, с марта по декабрь 2012 года, министром экономического развития и торговли в правительстве Януковича служил миллиардер Петр Порошенко. Ранее, с 2007 года (при президентстве Ющенко) и по апрель 2012-го он возглавлял Совет Национального банка Украины.

Законодательные поправки, уточняют аудиторы, принятые в 2012 и 2013 годах, все же дали позитивное развитие, так как привели украинское антикоррупционное законодательство в соответствие с рекомендациями Европейского союза. Однако, несмотря на значительный прогресс, достигнутый в 2013 году, необходимы были дальнейшие улучшения — для завершения создания антикоррупционных структур. То есть из отчета аудиторской палаты Евросоюза выходит, что ‚диктатор‘ Янукович двигался (как видно, не без ‚пинков‘ со стороны Евросоюза) в правильном направлении. Однако, как говорится, хорошо было на бумаге — те времена с тотальными рейдерскими ‚отжимами‘ со стороны Семьи и сегодня многие бизнесмены мелкой и средней руки вспоминают ‚незлым тихим словом‘. (Правда, сравнения с сегодняшним беспределом зачастую не в пользу новой власти. Об этом свидетельствуют и последние коррупционные скандалы в Киеве.)

Серьезный импульс помощи Украине со стороны Евросоюза придал Майдан в 2014 году, который открыто поддержали многие лидеры стран ЕС. Как уточняется в отчете, ‚в начале 2014 года украинское правительство определило, что ему необходима внешняя помощь в размере около 35 млрд долларов США за период 2014—2015 годов‘. То есть на два года. Однако Евросоюз остудил революционный замах: ‚В марте 2014 года Комиссия объявила об индикативном пакете поддержки Украины в размере в 11,2 млрд евро, в том числе кредитов до 8 млрд евро от Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития‘. И не на два года, а на период с 2014 по 2020 годы — для поддержки процесса реформ.

В отчете говорится о том, что в 2015 году украинское правительство инициировало кампанию в соответствии с требованиями ЕС, чтобы ослабить власть олигархов на экономическую и политическую систему страны. В рамках этой инициативы были начаты различные расследования и судебные преследования, активы некоторых олигархов оказались под пристальным вниманием, в частности, в энергетическом секторе. Однако эти меры носили спорадический и противоречивый характер, власть столкнулась с сильной оппозицией со стороны прошлых и нынешних толстосумов.

А вот и изюминка на торте борьбы с нуворишами. ‚Некоторые из олигархов, — беспокоятся евроаудиторы, — проявили свою собственную инициативу, чтобы предложить реформы… Например, ‚Агентство по модернизации Украины‘, неправительственная организация со штаб-квартирой в Вене, финансируемая за счет украинского олигарха, активного в энергетическом секторе, было запущено в марте 2015 года, чтобы представить собственный отдельный план модернизации Украины и создать фонд для ее восстановления“. Агентство при этом наняло на работу известных и влиятельных в ЕС деятелей. И вот в связи с этим аудиторы опасаются конфуза. „Поскольку деятельность агентства во многом дублирует таковую со стороны украинского правительства и ЕС, существует риск путаницы с официальной помощью ЕС Украине“. Всем заинтересованным ясно, что речь идет о беглом олигархе Дмитрии Фирташе и его зарубежном агентстве, страстно желающем еще раз „обновить“ Украину.

При этом сам олигарх в марте 2014 года был задержан австрийскими правоохранителями в Вене по запросу ФБР США. Однако в 2015 году суд Вены отказал США в экстрадиции Фирташа, постановив, что обвинения против него политически мотивированы, и отпустил его на свободу. В июне 2015 года на Украине были арестованы 46 объектов недвижимости, принадлежащих группе компаний беглеца, а также выдвинуты обвинения в нанесении государству убытков в размере 5,742 млрд гривен (273 млн долларов). Больше года назад глава МВД Арсен Аваков заявил, что Фирташ будет задержан в случае своего возвращения на Украину в связи с соответствующим обращением Минюста США. Но, несмотря на все трудности, Фирташ снова готов „помочь“ Украине. Видимо, „газовые“ деньги уже на исходе.

Несмотря на пессимистический диагноз борьбы со мздоимством в стране в течение последних восьми лет, Счетная палата ЕС все же надеется на то, что „результаты мер по борьбе с коррупцией на Украине еще предстоит увидеть“. Если, конечно, МВФ, изучив внушительный отчет, решится все же дать Киеву очередной, задержанный пока, транш.

Алла Ярошинская