Posted 20 декабря 2016,, 16:53

Published 20 декабря 2016,, 16:53

Modified 31 марта, 00:48

Updated 31 марта, 00:48

Трампу и Путину не дадут поделить мир

20 декабря 2016, 16:53
Возврат системы международных отношений к биполярной модели исключен, она останется многовекторной, полагают эксперты Политклуба «Росбалта».

Каким будет мир после вступления Дональда Трампа в должность президента США, сумеет ли он договориться с Владимиром Путиным о разделе «зон влияния», и если да, то на каких условиях? Эти и другие вопросы эксперты обсудили во вторник на очередном заседании Политклуба «Росбалта».

Голосование коллегии выборщиков, окончательно утвердившей Трампа победителем президентской гонки, совпало по времени с двумя терактами, совершенными в Германии и Турции. В первом случае убийца раздавил грузовиком насмерть 12 человек, десятки при этом получили ранения, во втором — экстремист застрелил российского посла в Турции Андрея Карлова. По мнению руководителя Центра прикладных исследований Института США и Канады РАН Павла Шарикова, эти теракты могут усилить крен российско-американского сотрудничества в сторону борьбы с терроризмом.

Что касается ответа на вопрос, что нас ждет после победы Трампа, Шариков «на сто процентов» убежден, что «это не будет биполярный российско-американский мир».

Помимо США и России в современном мире есть Китай, Европа, Латинская Америка, наконец, террористические сети, напомнил эксперт. По его мнению, мир, как и предполагал в свое время экс-премьер России Евгений Примаков, останется полицентричным (многополярным). Российско-американские отношения будут в нем лишь одним из множества векторов, считает Шариков.

При этом эксперт не сомневается в том, что крупные державы будут вести борьбу за сферы влияния. По его мнению, «это старо как мир и эта политика не изменится». Россия с большой долей вероятности будет настаивать на снятии введенных против нее западных санкций. США в качестве компромисса предложат так или иначе начать решение крымской проблемы, потому что очевидно, что этот вопрос сейчас главный камень преткновения, говорит эксперт.

«Я не говорю, что Америка признает Крым или что Россия откажется от него, — и тот, и другой сценарии мне кажутся маловероятными. Но каким-то образом этот конфликт в отношениях между РФ и США, и Украиной и США должен быть закрыт», — отметил Шариков.

Кроме того, Москва должна начать «торговаться» с новым руководством США по поводу их политики в отношении Прибалтики и стран постсоветского пространства, полагает специалист.

«Очень много сложных вопросов, и если быть пессимистом, то можно констатировать, что нормальных, хороших российско-американских отношений быть не может», — отметил эксперт.

По мнению старшего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Виктории Журавлевой, теперь «очень многое будет определять треугольник Россия-США-Китай». По ее словам, важную роль здесь сыграет то, какую политику Трамп выберет в отношении Москвы и Пекина.

Эксперт напомнила, что последние десятилетия выбор США был по преимуществу в пользу КНР, с которой у Штатов есть широкие экономически связи. «Если судить о Трампе и его будущей политике по его предвыборным обещаниям, то он собирается эту тенденцию изменить. Вопрос в том, что, с одной стороны, есть какие-то его обещания, а есть реальность, которую нельзя просто взять и отменить», — сказала Журавлева.

«Американо-китайские отношения принципиально отличаются от американо-российских тем, что в первом случае есть просто сумасшедшая экономическая взаимозависимость и просто так взять и сказать, что теперь мы дружим с Россией, а с Китаем не дружим, США не могут», — пояснила она.

«Америка будет пытаться найти баланс взаимодействия между одной и другой державой. Для США выбор между Китаем и Россией — проигрышная стратегия», — уверена Журавлева.

Кроме того, эксперт призывает не забывать, что «у Китая всегда будет своя независимая политика и свои стремления к лидерству». «Мы любим говорить, что если что, КНР нас поддержит, забывая, что у Пекина такие же державные амбиции, как у Москвы и Вашингтона. Так что поддерживать нас Китай будет ровно настолько, насколько это соответствует этим его державным амбициям», — отмечает американист.

«Чем быстрее мы поймем, что на самом деле никто не стоит у нас за спиной и не прикрывает ее, что выбора между США, Европой и Востоком у нас попросту нет, тем скорее мы сможем претендовать на лидирующие позиции», — считает Журавлева.

Что касается нового этапа российско-американских отношений в связи с приходом к власти Трампа, то, несмотря на его видимо действительно искреннюю уверенность, что с Россией надо договариваться, не стоит забывать, что возможности президента США очень сильно ограничены Конгрессом. «Есть достаточно жесткие антироссийские настроения в республиканском истеблишменте. Они во многом поколенческие и не изменятся с приходом нового человека в Белый дом», — сказала Журавлева.

Остается, по ее словам, и фактор ядерного противостояния, потому что Россия «до сих пор единственная держава, которая может уничтожить Соединенные Штаты и для военного истеблишмента США это неприемлемая характеристика потенциального партнера».

Проблемой для признания американским истеблишментом России в качестве равноправного партнера остается и пространство СНГ. Этот самый истеблишмент «не готов признать особые интересы России в этом регионе, а Москва не готова отказаться от них», — говорит эксперт. По мнению Журавлевой, это те моменты, которые делают конфликт между РФ и США «не решаемым одной личностью».

Александр Желенин