Posted 26 января 2017,, 15:50

Published 26 января 2017,, 15:50

Modified 31 января, 13:40

Updated 31 января, 13:40

Выборы без симпатий к России

26 января 2017, 15:50
В гонке за пост канцлера Германии остались лишь те кандидаты, кто не был замечен в промосковских настроениях.

Германия будет выбирать нижнюю палату своего парламента 24 сентября 2017 года. Именно эту дату выбрал уходящий федеральный президент Йоахим Гаук. В ближайшие дни он уступает своей пост Франку-Вальтеру Штайнмайеру — бывшему министру иностранных дел в правительстве Ангелы Меркель и одному из лидеров СДПГ. Можно сказать, что экс-глава МИД обменял на почетную, но представительскую должность президента возможность побороться с Ангелой Меркель за пост федерального канцлера, который реально руководит государством.

После того как Штайнмайер «выбыл из обоймы», у социал-демократов оставалось два основных кандидата: глава партии, вице-канцлер Зигмар Габриэль и бывший спикер Европарламента Мартин Шульц. Последний ради возвращения в немецкую политику оставил высокий пост в Брюсселе и, как стало известно в конце января, успешно избавился от конкурента. Неожиданно для многих однопартийцев, Габриэль даже не на партийном съезде, а в обычном интервью заявил, что покидает пост лидера партии и намерен возглавить МИД, как только Штайнмайер официально уйдет в отставку.

Шульц таким образом становится кандидатом на пост канцлера от СДПГ. Хотя и фактически без поддержки значительной части членов этой партии.

Сторонники Ангелы Меркель из блока ХДС/ХСС весьма рады такому развитию событий, чего совершенно не скрывают. Например, лидер ХСС Андреас Шойер прямо заявляет, что он и его однопартийцы «наблюдают панику и хаос в СДПГ» — в партии «двадцати процентов», как презрительно называет социал-демократов баварский политик. И связано это с тем, что Зигмар Габриэль, уходя, оставляет вместо партии «руины».

По словам Шойера, Шульц как соперник Меркель «не будет иметь успеха». «Мы видели его в ходе предвыборной кампании в Европе, и мы рады, потому что верим, что у нас лучшие аргументы, лучшая политика и лучший кандидат», — сказал глава ХСС.

Разумеется, до выборов остается еще восемь месяцев, так что ситуация может неоднократно измениться. Несмотря на стабильно высокие рейтинги правоцентристов, лично к Меркель у многих немецких избирателей немало претензий. Кроме того, не снижается пока и рейтинг крайне правых из «Альтернативы для Германии», которые претендуют и на часть электората ХДС/ХСС.

Тем не менее, пока преимущество Меркель и правда выглядит впечатляющим, особенно после того, как Зигмар Габриэль фактически подставил Шульца, передав ему лидерство без дискуссии и со скандалом.

Тут также стоит отметить, что выход Зигмара Габриэля из гонки за пост канцлера Германии — это большая потеря для России. Бывший глава СДПГ был известен своими пророссийскими симпатиями. Он первым из крупных европейских политиков предлагал «обсудить» статус Крыма, который немцы официально считают захваченным Россией у Украины. Габриэля немецкая пресса также называла чуть ли не «адвокатом «Газпрома» в Германии».

Да, Кремль чуть менее чем на год до формирования нового правительства получает удобного главу МИД ФРГ, но лишается даже малейшего шанса на то, чтобы будущий немецкий канцлер, кто бы им ни стал, симпатизировал нынешним российским властям.

Ведь отношение Ангелы Меркель к Владимиру Путину вряд ли всерьез изменилось с тех пор, как она заявила, что российский лидер «утратил связь с реальностью». Ну, а Мартин Шульц на посту спикера Европарламента был известен как один из самых жестких и последовательных критиков политики Кремля в Европе.

После того, как стало известно, что кандидатом от СДПГ станет именно Шульц, журналисты «Немецкой волны» сделали подборку его заявлений, касающихся России, и сделали вывод, что новый лидер социал-демократов «не особенно» любит» русских. Которых, по его мнению, «вообще трудно любить». Политика Владимира Путина ему не нравится, а российского министра иностранных дел Сергея Лаврова Шульц вообще фактически сравнивал с карточным шулером.

Таким образом, как и прогнозировал в начале 2017 года «Росбалт» (подробнее об этом читайте здесь), выборы в Германии становятся для России игрой без надежды на выигрыш — из-за появления на сцене Шульца она не может рассчитывать даже на своих старых союзников в СДПГ.

Правда, Кремль может утешиться тем, что это единственная такого рода предвыборная кампания в Евросоюзе. Ведь в Болгарии, Италии, Франции и Чехии, где в этом году также проходят выборы, шансы на победу так называемых «пророссийских кандидатов», готовых сотрудничать с Москвой и отменять санкции против России, выглядят как весьма высокие.

Иван Преображенский