Posted 2 февраля 2017,, 11:45

Published 2 февраля 2017,, 11:45

Modified 31 марта, 00:21

Updated 31 марта, 00:21

Минск: два года ни о чем

2 февраля 2017, 11:45
На переговорах в белорусской столице призвали к перемирию в Донбассе и поговорили о «мелочевке», вновь сильно разочаровав журналистов, ожидавших под дверями «прорыва».

Очередное заседание Трехсторонней контактной группы по Украине, прошедшее в Минске 1 февраля, вызвало невероятный ажиотаж среди представителей СМИ. Оно и понятно — обострение ситуации на Донбассе не заметить было никак нельзя. В итоге комната, предназначенная для подходов к прессе на втором этаже минского «Президент-отеля», еле вместила всех желающих, а в фойе гостиницы, где журналисты традиционно ожидали итогов переговоров, чуть ли не в буквальном смысле яблоку негде было упасть.

Спецпредставитель ОБСЕ в Трехсторонней контактной группе Мартин Сайдик подтвердил на пресс-конференции, что обстрелы Авдеевки и других населенных пунктов были одним из обсуждаемых вопросов. Сам он никого категорично не обвинил, указав, что «стороны сваливают вину друг на друга». А поводу конкретных фактов г-н Сайдик посоветовал обратиться к отчетам Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ.

Но соответствующие озабоченности в итоговом заявлении совещания были отображены, и содержатся в нем следующие призывы:

— Строго соблюдать полный и всеобъемлющий режим прекращения огня.

— К 5 февраля отвести вооружения, подпадающие под действие Минских соглашений на определенные ими расстояния за соответствующей линией и в места хранения.

— Обеспечить безопасный и надежный доступ для членов СММ ОБСЕ для выполнения ими своего мандата.

— Оказать содействие гуманитарным усилиям по восстановлению водо- и энергоснабжения, а также отопления в обстреливаемых городах и поселках.

Естественно, никаких «санкций» за неисполнение данного документа не предусмотрено, что вызвало многочисленные вопросы среди представителей СМИ.

Конечно, ожидать, что призыв Трехсторонней группы (Россия, Украина, ОБСЕ) произведет на участников конфликта впечатление большее, чем уже прозвучавшие заявления генсека НАТО Йенса Столтенберга, главы Парламентской ассамблеи ОБСЕ Кристин Муттонен, представителя Госдепартамента США Марк Тонер, главы европейской дипломатии Федерики Могерини и т. д. — не приходится. Может, Совбез ООН, заседание которого намечено на 2 февраля больше поможет?

Одним из важных и более «практических» вопросов в гуманитарной сфере накануне в Минске стал обмен поименными списками пленных и удерживаемых лиц. В настоящее время, по словам Мартина Сайдика, списки верифицируются сторонами, с учетом того, что некоторые из «удерживаемых» после освобождения хотели бы остаться «на Украине».

Среди политических тем дискуссия концентрировалась на обсуждении вопросов, связанных с «формулой Штайнмайера», которую всяк понимает по своему, а в экономической сфере и после очередного заседания остался ряд нерешенных вопросов: таких, как оплата коммунальных услуг, выплата задолженностей по зарплате железнодорожникам, выплата пенсий и медицинские справки.

Вроде бы, участники ТКГ не обошли вниманием и вопрос об экономической блокаде «отдельных районов Донецкой и Луганской областей», начатой ветеранами добровольческих батальонов, но что-либо уточнять по данной теме Мартин Сайдик отказался. «Мне кажется, что достаточно того, что я уже сказал», — заявил дипломат корреспонденту «Росбалта».

Вообще, констатируя практически нулевую эффективность очередных «минских посиделок», невольно задаешься вопросом: а зачем вообще нужен этот самый «Минск-2», мантру о «безальтернативности» которого периодически бубнят с разных, в том числе и противоборствующих, сторон? На российских телевизионных ток-шоу уже звучат предложения о замене минского формата на «формат Астаны», имея в виду переговоры по Сирии, прошедшие в столице Казахстана, и давшие, вроде бы, какой-то толчок развитию ситуацию в арабской республике. То ли состав участников переговоров по Украине предлагают менять, подтягивая солидных посредников, то ли еще что.

Звучит еще и такая мысль: Минские соглашения в принципе нужны только для того, чтобы их… не выполнял Порошенко, и весь мир таким образом бы узнал, какой он «плохой», и отвернулся бы от него. Так-то оно так, и о «коварстве» Петра Алексеевича потихоньку узнают все больше и больше, и даже подталкивают его к чему-то — вроде бы. Но в итоге что-то от него не отворачиваются, а как Мантра-2 все время звучит: санкции в отношении РФ могут быть сняты только после выполнения «Минска». Так кому они, вялые переговоры и невыполняемые соглашения, больше в таком случае нужны?

Кстати, нужны они и самому Минску тоже — в смысле Белоруссии. И не только из-за того, что предоставив свою площадку для переговоров, белорусский лидер стал «миротворцем», улучшив свой имидж. Надо полагать, вся Беларусь искренне «болеет» за мир на Украине. В первую очередь по гуманитарным соображениям, это конечно, но и еще немножечко по экономическим.

«Сегодняшний наш товарооборот с Украиной ниже на 2 миллиарда долларов по сравнению с тем, что было в лучшие времена. И эта сумма вполне сопоставима с той суммой, которую Белоруссия просит в качестве кредита от МВФ, — сказал „Росбалту“ директор информационно-просветительского учреждения „Актуальная концепция“ Александр Шпаковский. — А предполагаемые условия кредита — достаточно жесткие, это надо понимать».

При этом эксперт начисто отверг версию о том, что Белоруссия когда-либо рассчитывала «погреть руки» на огне войны на Украине. «Относительно того, что Белоруссия хочет что-то поиметь от украинского кризиса — чистой воды инсинуации», — заявил Шпаковский, обратив внимание на то, что хотя многие контракты в военно-промышленной сфере между странами и продолжают действовать, но значительная часть их была заключена еще в период президентства Януковича, да и о каком-то вале оружейных поставок Киеву не слышно.

Так что для белорусов эта война — точно «не мать родна».

Герман Напольский