Posted 3 февраля 2017,, 13:53

Published 3 февраля 2017,, 13:53

Modified 31 марта, 00:20

Updated 31 марта, 00:20

Сигнал из Будапешта

3 февраля 2017, 13:53
Владимир Путин предлагает Европе бесперебойные поставки газа, в том числе через Украину, в обмен на поддержку «Северного» и «Турецкого» потоков.

Поездка российского лидера в Будапешт не завершилась, как это чаще всего бывает, подписанием каких-либо договоров, декларацией или хотя бы соглашений о намерениях. Все обещания были даны на словах. О некоторых темах двусторонних экономических отношений, которые не слишком богаты совместными проектами, и вовсе, как выясняется, речь даже не зашла.

Как рассказал венгерский премьер Виктор Орбан, он, например, не обсуждал с Путиным кредит на строительство двух новых блоков АЭС «Пакш». Правда, российский лидер, напротив, заявил, что он сообщил венгерскому премьеру, что Россия готова полностью профинансировать строительство атомной электростанции, которое должны вести российские же компании. То есть дать в долг не 10, а 12,5 млрд евро.

Возможно, эта тема осталась не до конца проясненной, потому что Еврокомиссия только в ноябре 2016 года закрыла расследование по возможному нарушению Венгрией тендерного законодательства ЕС при выборе поставщика. Контракт с россиянами был сохранен, но сейчас Брюссель ведет другое разбирательство, на этот раз уже по финансированию достройки АЭС «Пакш», в рамках которого евробюрократы хотят выяснить, реализуется ли этот проект на рыночных условиях или речь идет о госдотациях. Так что желание Виктора Орбана обойти опасную тему понятно.

Гораздо спокойнее венгерский премьер отнесся к желанию Владимира Путина поговорить в Будапеште об Украине. Никто не перебивал российского президента, когда он полностью возложил вину за нынешнее обострение в Донбассе на власти в Киеве. Напротив, когда дело дошло до темы санкций против России, именно Виктор Орбан стал старательно доказывать, что двум странам вместе они обходятся в 6,5 млрд евро и их надо бы отменить. О том, как именно могла бы произойти отмена санкций, которые вообще-то формально привязаны к ситуации на Украине и в Крыму, не было сказано ни слова.

В принципе, судя по пресс-конференции, весь визит задумывался для того, чтобы Владимир Путин смог сделать какие-то заявления в Европе, ну, а Виктор Орбан получил возможность покрасоваться на фоне российского лидера, как бы спрашивая чиновников из Еврокомиссии и партнеров по Евросоюзу: «Кто на нас с Владом?!»

Тем не менее, одну практическую тему в Будапеште все же обсудили. Речь о поставках газа в ЕС. Виктор Орбан заявил, что поддерживает все российские трубопроводные проекты и готов к ним присоединиться, была бы возможность. Правда, такое заявление не очень дорого стоит, потому что ни к «Северному потоку-2», ни к «Турецкому потоку» у Венгрии прямого выхода нет — география не позволяет.

Зато со стороны Владимира Путина было обещано, что Россия в любом случае будет снабжать газом Европу — в крайнем случае, даже по старому маршруту через Украину. И это сообщение весьма знаковое — ведь ранее Россия неоднократно грозила прекратить использование украинской трубопроводной системы и лишить эту страну платы за транзит.

Фактически Владимир Путин использует Венгрию как наглядный материал. Он как бы говорит: смотрите, как делают венгры и следуйте за ними, а мы дадим вам газ. Этот сигнал адресован тем странам Центральной Европы, которые зависят от поставок через Украину (а равно и Белоруссию, с которой у России отношения тоже складываются все сложнее), то есть Словакии, Чехии, Польше, Румынии и другим.

Смысл обмена прост — вы снимаете свои претензии к «Северному потоку-2» и в одном пакете с этим поддерживаете «Турецкий поток». Улаживание споров с Еврокомиссией после этого Россия, видимо, готова взять на себя, лишь бы больше не было коллективных писем против российских трубопроводных проектов, как те, которые отправляли в Брюссель в прошлом году центральноевропейские страны. А взамен Россия гарантирует бесперебойные поставки, если надо, то и через Украину.

Вопрос теперь в том, пойдут ли страны Центральной Европы на этот «будапештский компромисс» неформально предложенный им Путиным.

Иван Преображенский