Posted 6 февраля 2017,, 14:05

Published 6 февраля 2017,, 14:05

Modified 31 марта, 00:19

Updated 31 марта, 00:19

Не поторопился ли Саакашвили стать «украинцем»?

6 февраля 2017, 14:05
В Грузии ликуют по поводу принятого ЕС решения о «безвизе», хотя простых граждан больше обрадовала бы возможность свободно ездить в РФ.

Заветная мечта Грузии сбылась: Европарламент наконец-то утвердил либерализацию визового режима для этой страны, опередившей с «безвизом» Украину. За соответствующее решение проголосовали 553 евродепутата, против — 66, 28 воздержались. Ожидается, что после некоторых формальностей технического порядка грузинские граждане смогут ездить без виз в государства Шенгенской зоны с конца марта — начала апреля. Находиться там они смогут 90 дней из 180.

Как заявил еврокомиссар по миграции, внутренним делам и гражданству Димитрис Аврамопулос, Грузия « образцово выполнила все требования для отмены виз». Вместе с тем он подчеркнул, что отмена виз происходит с параллельным запуском механизма приостановки безвизовых режимов для третьих стран. Это весьма серьезное «но», не позволившее Грузии получить визовую либерализацию раньше. Оно означает, что грузинские граждане не должны нарушать сроки пребывания в государствах ЕС, пытаться устроиться там на работу, использовать визовую либерализацию для массовой нелегальной миграции. Какими цифрами определяется массовость, не уточняется.

Отметим также, что замораживание безвизового режима может произойти вследствие непродолжения Грузией реформ, требуемых от нее Евросоюзом, либо в случае серьезных изменений в миграционной политике ЕС. То есть механизм приостановки или замораживания безвиза является, по сути, легальным инструментом давления на ту или иную страну, которую ЕС осчастливил визовой либерализацией. Кстати, граждане Грузии не имеют равных с гражданами государств ЕС прав по перемещению в пределах Шенгенской зоны. В частности, погранпункты принимающей страны вполне могут отказать им во въезде без объяснения причин, потребовать доказательства платежеспособности и т. д. Но об этом как-то умалчивается — не стоит портить праздник. И не просто праздник, а, по словам премьер-министра Грузии Гиоргия Квирикашвили, «историческое событие».

Сейчас Европарламент все принимает и принимает благодарности от Грузии. А премьер растолковывает соотечественникам, что безвизовый режим является значительным шагом на пути сближения республики с Европой. Это, в свою очередь, означает «больше благополучия, больше демократии, больше энергии, энтузиазма и успехов для быстрого развития страны».

«Особенно радует» главу правительства, что «наши абхазские и осетинские граждане вместе с нами будут пользоваться благами наших тесных отношений с Европой». А министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе добавил, что безвизовый режим будет действовать и для «жителей оккупированных территорий», то есть Абхазии и Южной Осетии. С политической точки зрения это, конечно, эффектное заявление, но министр «забыл» упомянуть о том, что проживающие на «оккупированных территориях» должны иметь для безвиза биометрический паспорт гражданина Грузии. Количество обладателей таких паспортов в Абхазии и Южной Осетии ничтожно мало, и они стараются не засвечиваться.

Сухум и Цхинвал тут же отреагировали на «приманки» из Тбилиси. В частности, МИД частично признанной Абхазии заявил, что решение об отмене Евросоюзом визового режима с Грузией распространяется исключительно на граждан Грузии, но никак не касается граждан Абхазии. Власти Грузии, утверждают в Сухуме, «решили использовать еще одну приманку в виде процедуры либерализации визового режима со странами ЕС», и «вовлечь» граждан Абхазии в политико-правовое пространство Грузии.

В МИД Абхазии выразили уверенность в том, что попытка Тбилиси «втянуть граждан нашей страны в Грузию, как и все предыдущие, заведомо обречена на провал». Ну, а «Если грузинские руководители искренне обеспокоены вопросами свободы передвижения граждан Абхазии, то им следует отказаться от политики международной изоляции наших граждан, которым по предложению Тбилиси отказывают во въезде в страны ЕС».

Комментарий на злобу дня распространил МИД и другой частично признанной республики — Южной Осетии. В нем, в частности, отмечено, что решение Европарламента о визовой либерализации вызвало у грузинского руководства «неуемную эйфорию». В Цхинвале подчеркнули, что отношения Грузии с Евросоюзом, включая визовую либерализацию, имеют касательство только к гражданам этой страны и не распространяются на жителей Южной Осетии. «Ничем иным, кроме как вывихнутой логикой, нельзя назвать то, чем руководствуются представители грузинских властей, предлагая подобное гражданам независимого государства — Республики Южная Осетия», — заявили в Цхинвале.

Тут возникает несколько вопросов: принесет ли визовая либерализация какой-либо реальный позитив для граждан Грузии, и повлияет ли она на сближение Абхазии и Южной Осетии с Тбилиси? И самый главный вопрос: почему Россия на самом высоком уровне говорит об отсутствии препятствий для безвиза в отношении Грузии, но не упраздняет визы, давая, тем самым, возможность гражданам Грузии предпочитать Европу соседней, и, как любят подчеркивать российские политики, «единоверной стране».

Начнем с последнего вопроса. Власти России крайне заинтересованы в распространении своего влияния на Южном Кавказе и в особенности — в прозападной Грузии. Но распространение такого влияния на общество не может произойти путем действующей милитаризации РФ отколовшихся от Грузии Абхазии и Южной Осетии — это, напротив, отвращает грузин от России. Но их весьма привлекают торгово-экономические связи, прямое транспортное сообщение между двумя странами, которые, наконец, наладились. А более всего грузин, имея в виду тотальную безработицу на родине, близкие дружественные, родственные, культурные и иные связи с гражданами России, привлекает отмена безвизового режима. Последняя является едва ли не самым существенным аспектом грузино-российского сближения на уровне народов двух стран и, соответственно, распространения российского культурного, научного, образовательного влияния в Грузии.

Но Москва, желая наказать Грузию за ее стремление к европейской и евроатлантической интеграции, визовый режим не упраздняет, бросая тем самым грузинское население в объятия Европы. Естественно, не все грузины ринутся за красотами Рима и Парижа — те, кто имел финансовую возможность, давно это сделал и продолжает кататься по Европе. Рядовых, а, говоря прямо — очень бедных грузин, Европа привлекает в качестве рынка труда, хоть и «черного», нелегального и временного. Но будь у них возможность уехать в Россию, они, вероятно, предпочли бы российские просторы европейским — из-за родственных, дружеских, духовных и прочих связей, а также отсутствия языкового барьера.

И вот получается, что Евросоюз опередил Россию, что для последней политически проигрышно. А выигрышно было, не дожидаясь практического введения шенгенского «безвиза», реально отменить визы для граждан Грузии уже завтра. Кстати, специальные представители первых лиц России и Грузии по урегулированию отношений между двумя странами — дипломаты Зураб Абашидзе и Григорий Карасин — в феврале в очередной раз встречаются в Праге. Но тронется ли «визовый лед» — неизвестно. Впрочем, вполне вероятно, что Россия спохватится и разломит его одним махом.

Как сказал Абашидзе грузинскому агентству «Интерпрессньюс», «одним из факторов успешного осуществления нашего европейского проекта был и диалог с Россией. Без диалога, который мы ведем с Россией, было бы очень затруднительно подписать Соглашение об Ассоциации с ЕС и добиться успеха по либерализации визового режима». По его словам, у РФ имелось достаточно рычагов для того, чтобы помешать соответствующему процессу.

Что же до отмены РФ визового режима с Грузией, «Мы свое дело сделали — в первую очередь, исходя из интересов нашей страны, отменили визы для граждан многих стран, в том числе и России, и в прошлом году получили рекордное число туристов, включая один миллион российских граждан. Это приносит большую пользу нашей экономике. В прошлом году с российской стороны для наших граждан был задействован упрощенный визовый режим, и вследствие этого число поехавших из Грузии в Россию удвоилось. … Если Россия предпримет последующий шаг с точки зрения упрощения визового режима или его отмены, это будет шаг, сделанный в правильном направлении, и мы его будем приветствовать. Но мы не можем навязать России свою волю. Это решение должно быть принято ею самой».

Но вернемся к вопросу влияния шенгенского «безвиза» на Грузию. Строго говоря, отмена виз с государствами Евросоюза — это слишком громко сказано, поскольку речь идет о пребывании в ЕС на ограниченные сроки. «Безвиз» не дает право на работу в Европе или на эмиграцию. И хотя процесс миграции трудоспособного населения в ЕС непременно начнется, продлится он недолго. Таким образом ЕС лишь морально удовлетворил Грузию — ее население стало разочаровываться в Европе, которая все обещала визовую либерализацию, но не вводила ее. Полного разочарования Брюссель допустить не мог, имея в виду геополитическую конкуренцию с Россией на постсоветском пространстве вообще, а на Южном Кавказе — в частности. Да еще и в условиях, когда НАТО не планирует в обозримом будущем принять Грузию в свою «семью». Напомним, что на Бухарестском саммите Альянса 2008 года Грузию заверили, что она станет членом НАТО. Прошло восемь лет, а Тбилиси все никак не получит даже Плана действий по членству — официальную программу по принятию в альянс новых акторов.

Но все же «безвиз» лучше, чем полноценный визовый режим — во всяком случае, для малого бизнеса и желающих посмотреть мир хоть автостопом, приобрести новые знания и впечатления или по-быстрому заработать.

Еще один вопрос: повлияет ли визовая либерализация ЕС на изменение статус-кво с конфликтными территориями — Абхазией и Южной Осетией? Госминистр Грузии по вопросам примирения и гражданского равенства Кетеван Цихелашвили заявила о возможности получения грузинских паспортов населением частично признанных республик максимально доступным способом — как географически, так и процедурно. В беседе с грузинским изданием «Резонанси» (Резонанс) она провела параллель с Молдовой, получившей шенгенский безвиз гораздо раньше Грузии, что стимулировало порядка 100 тысяч жителей Приднестровья взять молдавские паспорта.

Но вряд ли приднестровскую ситуацию корректно сравнивать с абхазской и югоосетинской. С большой долей уверенности можно утверждать, что пожелай кто-то из жителей Абхазии или Южной Осетии взять грузинский паспорт, дорога домой ему будет заказана. И это — в лучшем случае.

Собственно же граждане Грузии, напомним, рады предстоящему «безвизу» с ЕС. Но, надо думать, еще больше их обрадует отмена виз в Россию, и именно она вызовет серьезные миграционные процессы. Кто-то, разумеется, попытает счастья в Европе, но основная часть трудовых и иных мигрантов все же традиционно отправится в Россию. Причем речь идет не только и не столько о титульной нации, сколько о проживающих в Грузии трудоспособных представителей этнических меньшинств.