Posted 9 февраля 2017,, 15:15

Published 9 февраля 2017,, 15:15

Modified 31 января, 13:53

Updated 31 января, 13:53

Британию ждет битва «железных леди»

9 февраля 2017, 15:15
Палата общин британского парламента приняла закон о выходе из Евросоюза. Шотландия против, но ее спрашивать не собираются.
Сюжет
Brexit

Депутаты нижней палаты законодательного собрания Великобритании постановили, что премьер-министр Тереза Мэй должна выполнить волю избирателей, высказанную на референдуме, и начать переговоры с Европейским Союзом об условиях «развода».

Некоторые параметры Лондон со своей стороны уже определил. Они касаются, например, граждан ЕС, проживающих на Британских островах. Как сообщает британская пресса, парламентарии до этого приняли план за основу и во время последнего голосования не поддержали ни одной поправки. В частности, они отклонили предложение Лейбористской парии, которая хотела предоставить гражданам ЕС право остаться в Великобритании и после выхода страны из Евросоюза. Правда, как сообщает The Guardian, о депортации речь не идет, но иностранцам, судя по всему, придется долго и муторно легализовываться, получая для начала некий промежуточный статус.

Сами переговоры с Брюсселем, скорее всего, будут объявлены на ближайшем саммите ЕС 9 марта. Разумеется, в случае, если до этой даты верхняя палата британского парламента — Палата лордов — утвердит решение Палаты общин и не возникнет никаких других серьезных причин, способных помешать тому, чтобы Британские острова оттолкнулись подальше от континента.

Что касается Палаты лордов, то она уже жестко предупреждена, что попытка заблокировать законопроект может привести ее к роспуску. Это неофициально, но от того не менее серьезно. «Если лорды не хотят столкнуться с решительным требованием общественности о роспуске, им следует защитить демократию и одобрить законопроект», — заявил источник в правительстве, которого цитирует BBC.

Публично же министр по делам Brexit Дэвид Дэвис лишь выразил надежду на то, что оппозиция, у которой сейчас большинство (более 250 мандатов) в Палате лордов, «сделает свою работу и выполнит патриотический долг, дав нам право продолжать и реализовывать эти отношения».

Впрочем, не одни только члены палаты лордов хотели бы заблокировать законопроект. Многие в связи с этим вспоминают про фактор Шотландии. Она уже проводила референдум о выходе из Великобритании, но, в отличие от сторонников Brexit, тут сепаратисты оказались менее удачливыми. В том числе, вероятно, и потому, что чуть ли не половина лондонской политической элиты как раз шотландцы, только категорически не желающие разделения. Теперь вот шотландские власти вновь бунтуют, напоминая, что жители этого региона высказались на референдуме против выхода Великобритании из Евросоюза.

Накануне голосования Палаты общин шотландский парламент проголосовал против выхода из ЕС. Не поддержали инициирование процедуры Brexit 90 депутатов, «за» было только 34 парламентария. Однако это голосование, вопреки тому, что пишут некоторые СМИ, стало лишь символическим актом. Помешать процессу у шотландцев возможности нет.

Еще в январе Верховный суд Великобритании вынес вердикт, который отказал Шотландии в праве блокировать Brexit. Нет такой возможности и у Уэльса и Северной Ирландии. При этом необходимость принятия решения общим британским парламентом по вопросу выхода из ЕС была установлена этим же вердиктом.

Шотландцы с такой постановкой вопроса не согласны, но на прямой бунт тоже не готовы. Именно поэтому премьер-министр Шотландии Никола Стерджен разрешила членам шотландского парламента провести символическое голосование. По мнению ряда комментаторов, его результат позволит в будущем (вкупе с итогами референдума по Brexit на территории Шотландии) претендовать на отделение от Соединенного Королевства и возвращение в состав ЕС.

Однако в Лондоне считают иначе. Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, отвечая на вопросы одного из лидеров шотландских сторонников независимости, прямо сказала, что независимая Шотландия в составе Евросоюза не появится никогда.

Впрочем, эдинбургская пресса видит ситуацию иначе. По ее данным, Тереза Мэй выступает так резко и однозначно, потому что знает, что в 2018 году ей придется столкнуться лоб в лоб с другой «железной леди» — главой нынешнего шотландского правительства. Никола Стерджен якобы намерена подать заявку на проведение нового референдума о независимости Шотландии, шансы которого на успех теперь, после Brexit, выглядят высокими.

Иван Преображенский