Posted 14 февраля 2017,, 07:40

Published 14 февраля 2017,, 07:40

Modified 31 марта, 00:14

Updated 31 марта, 00:14

«Бумеранг» возвращается в Сухум

14 февраля 2017, 07:40
В Абхазии скандал: экс-президент Александр Анкваб идет в парламент. Население опасается нового противостояния и гадает, как себя поведет Россия.

В частично признанной крохотной Абхазии едва ли не каждый сезон в году кипят политические страсти, грозящие перерасти в серьезное гражданское противостояние. Вот и по весне очередное обострение — 12 марта в Абхазии состоятся парламентские выборы. И тут совершенно неожиданно одна из инициативных групп выдвинула экс-президента Александра Анкваба кандидатом в депутаты.

Здесь не было бы никакой интриги, если бы Александр Золотистович покинул свой пост в конституционный срок, а не был смещен с должности практически силой нынешним президентом «Страны души» Раулем Хаджимба и его политической командой. Отметим, что Хаджимба рвался в президенты довольно долго, но выиграть очередные выборы ему никак не удавалось. Как считают в Сухуме, свержение Анкваба и получение Хаджимба президентского поста произошло не без усилий Москвы.

Здесь же заметим, что Анкваба выдвинула не стоящая за ним многочисленная оппозиционная партия «Амцахара», а инициативная группа, потребовавшая от экс-президента возвращения в политику и участия в дальнейшей судьбе республики. Резонен вопрос — а почему, собственно, не «Амцахара» выдвинула кандидатуру своего — непонятно какого — бывшего или реального лидера? Произошло это, вероятно, потому, что после декабрьских акций протеста с требованием отставки Хаджимба «Амцахара» и другие оппозиционные партии не «дожали» протестный заряд, а пошли на сделку с властями в обмен на получение нескольких высоких должностей во властных структурах. Такой «коллаборационизм» сильно не понравился сторонникам «Амцахара» и вызвал большое разочарование этой партией.

Возможно, что и Анкваб перестал ей доверять, и решил баллотироваться от, так сказать, нейтральной инициативной группы. Но даже если это не так, и у него нет принципиальных расхождений с «Амцахара», баллотироваться от нее было бы крайне недальновидно, учитывая настроения части избирателей, утратившей доверие к этой партии после декабрьских событий.

Сейчас оппоненты Анкваба говорят о том, что его участие в выборах видится им крайне деструктивным шагом, способным вызвать новое гражданское противостояние в «очень частично» признанной республике. Возникает вопрос: как может повлиять на внутриполитическую обстановку в Абхазии один из 35 депутатов парламента — естественно, если он пройдет в законодательный орган. Но дело в том, что, во-первых, Анкваб, который в годы своего вынужденного изгнания, то есть с мая 2014 года проживал в Москве, продолжает пользоваться большим авторитетом в значительном электоральном сегменте. Он вполне может выиграть выборы и получить депутатский мандат — будет очень странно, если его кто-нибудь обойдет в одном из избирательных округов Сухума, в котором баллотируются также два «человека Хаджимба».

А попав в парламент, Анкваб выйдет из временного безмолвия и, конечно же, начнет собирать вокруг себя единомышленников в период, когда очередные президентские выборы не за горами. А выиграть их Анкваб вполне может, поскольку многие возлагают на него надежды по «спасению» Абхазии, требующей «железной и честной руки».

Напомним, что на жизнь Анкваба в Абхазии покушались не единожды: он мешал и мешает многим — слишком уж «давит» своей принципиальностью и объективностью, «излишней лояльностью» к проживающим в Абхазии грузинам. А «лояльность» эта, в частности, выражалась в том, что экс-президент не противился получению грузинами, компактно проживающими в Галском районе, абхазских паспортов. Из-за этого последнего обстоятельства нашлись даже желающие навесить на него ярлык «изменника родины», начать «охоту на ведьм» и упразднить паспорта грузин как «нелегитимные». Строго говоря, отзывом паспортов из президентских выборов был практически полностью выключен Галский район, избиратели которого предпочитали Анкваба Хаджимба.

Так что если Анкваб вернется в политику даже на уровне рядового депутата, его авторитет возрастет еще больше, а это означает, что увеличится и поддержка экс-президенту, за которым стоит вполне солидный, по абхазским меркам, электорат. Последний, при определенном развитии событий, способен отстаивать своего лидера, даже если это сильно не понравится России — ее фаворитом считается Хаджимба.

В сегодняшней Абхазии негативный настрой значительной части электората очевиден не только в отношении действующей власти, но и России, располагающей всеми механизмами для усмирения абхазских инакомыслящих, и главные из них — экономический и военный.

В Тбилиси внимательно следят за перманентно взрывоопасной ситуацией в Абхазии вообще, а за возвращением Анкваба в политику — в частности. Как пишет грузинское издание «Резонанси» (Резонанс) со ссылкой на мнение местных аналитиков, недовольство народа Хаджимба велико, «его критикуют за невыполнение обещаний, резкое увеличение числа российских баз и разрешение продажи земли иностранцам».

Руководитель Кавказского центра стратегических исследований Мамука Арешидзе считает, что появление Анкваба на политической арене стало большой головной болью для властей Абхазии. Он не исключает серьезного гражданского противостояния перед выборами, в котором будет участвовать и Москва. «Часть абхазов считает, что Хаджимба лег под Москву. Анкваб же продолжал традиции Ардзинба и Багапша и твердо противостоял Москве. Это один главный вопрос. Другой вопрос — внутренняя политика. Все понимают, что никакие выборы ситуацию в Абхазии не изменят, потому что там царит клановое правление. Об этом очень много пишут на абхазских форумах и в СМИ», — пояснил эксперт.

Говоря об абхазских СМИ. В них началась своего рода война — одни не против возвращения Анкваба в политику, другие же считают, что выборы будут сложными вообще, и «остроту им добавило» участие в них экс-президента.

Так газета «Республика Абхазия» пишет, что Анкваб «не должен был этого делать, прекрасно понимая, какое это вызовет напряжение в обществе. После всех мероприятий, организованных нынешней оппозицией, — митингов, подготовки к референдуму, штурма здания МВД, декабрьского схода на театральной площади и т. д., народ Абхазии жаждал одного — не допустить кровопролития, дальнейшего раздора, сохранить спокойствие в обществе и достоинство Республики Абхазия». «Опытный политик и человек аналитического ума, А. Анкваб не мог не знать, чем занимается нынешняя оппозиция в Абхазии. В обществе не сомневаются — он ею руководит. Знал он и то, что его участие в парламентских выборах создаст сложную ситуацию. Возникает вопрос: опять закидываются проверочные шары для нынешней власти, которой экс-президент и его сторонники «ни за что не дадут доработать до 2019 года и не простят 2014 год?» — отмечает издание.

В развитие этого мнения также подчеркивается, что выборы — это «политический момент, когда оппоненты власти могут отыграться «за все», вновь взбудоражить народ, разделить его на группы, создать ситуацию, когда «невзначай» может произойти провокация, напрямую ведущая к столкновению между людьми. Ведь выборы можно проиграть или попросту сорвать их. Главное — будет достигнута цель: всю вину можно возложить на нынешнюю власть и тем самым не давать ей стабильного поля для деятельности».

«Если бы А. Анкваб приезжал в Абхазию просто как гражданин или занимался бы здесь бизнесом, такого ажиотажа не было бы», — отмечает газета. Но «Идя в депутаты, А. Анкваб стиль деятельности, наработанный годами, менять не будет, а значит, не собирается быть простым депутатом. В политике человек, который знает, как руководить единолично людьми, и цели ставит более высокие. (…) Сегодня из-за пределов республики идет зондаж реакции на вброс в общество новости: «Анкваб идет в депутаты». Отслеживаются каждое высказывание, реакция, заявление… Первое в новом году, что мы получили после недолгого декабрьского затишья, — это новое разделение людей, нервозность и переживания», — констатирует «Республика Абхазия».

В общем, если «заварушка» в мандариновой республике все же начнется, то России придется ее сдерживать. Собственно, опыт абхазской «независимости» свидетельствует о том, что России только и приходится, что гасить политические страсти в «Стране души» и работать на утверждении в ней руководства, ничем не противодействующего проведению политики РФ. Правда, это не всегда удается — помимо Анкваба «собственным мнением» отличался и покойный ныне президент Сергей Багапш. То есть Москве иной раз приходится уступать, но свои стратегические задачи в отношении Абхазии она все же решает — в частности, территория этой «буферной зоны» начинена российскими военными базами, Россия и Абхазия имеют общее пространство обороны и безопасности и т. д.

Особо подчеркнем, что напряженность в Абхазии в канун парламентских выборов обусловлена не только возможностью закрепления на политической арене пугающего одних и воодушевляющего других Анкваба. В частности, на прошлой неделе гражданские активисты обратились к парламенту с требованием ограничить льготы и привилегии, действующие для «избранников народа». Последние пообещали рассмотреть соответствующие предложения, однако в Сухуме считают, что депутаты не готовы отказаться от «кучеряво живешь».

А требуют от них изъятия из Конституции трех статей, касающихся депутатской неприкосновенности; уравнения в правах депутатов и избирателей, установления четких рамок трудового дня, длительности отпуска в 24 рабочих дня; обязательного присутствия депутатов на сессиях парламента, а не в кофейнях на сухумской набережной. Кроме того, гражданская инициатива распространяется на ликвидацию повышенных депутатских пенсий, предоставление различных льгот «народным избранникам»; постоянные отчеты последних перед избирателями и несение ответственности за невыполнение соответствующего обязательства.

В гражданском обществе также считают необходимым ввести в практику обнародование «кредитных историй» депутатов и деклараций об их доходах и расходах (включая членов семьи); трансляцию сессий парламента в прямом эфире местного ТВ. Представители гражданского общества, кроме того, требуют определить порядок отзыва депутатов, запретить последним участвовать в приватизации объектов государственной собственности; ограничить депутатские полномочия двумя сроками и т. д. Причем от властей ждут закрепления всех вышеперечисленных положений в законодательном порядке.

Здесь же отметим, что из 35 депутатов 28 баллотируются в парламент повторно. Как заявили авторы указанных требований, если парламент их игнорирует, то общественность будет добиваться проведения референдума по указанной проблематике. А это и без Анкваба создает дополнительную напряженность перед выборами: парламент без мощного давления общественности и угрозы серьезных беспорядков не запретит сам себе хорошо жить.

В настоящее время конкурс в законодательный орган большой — на 35 мандатов претендуют 162 кандидата. Поскольку регистрацию соискателей Центризбирком Абхазии завершил, их количество уже не увеличится, разве что уменьшится после рассмотрения соответствующих документов — оно закончится 2 марта. Но если — а вдруг! — Анкваба забракуют и снимут с предвыборной гонки, это будет непростительной ошибкой властей и огромным протестным стимулом для высокого градуса гражданского противостояния в республике, чего очень опасается ее население. А также началом конца президентства Хаджимба.