Posted 28 февраля 2017,, 11:05

Published 28 февраля 2017,, 11:05

Modified 31 января, 14:09

Updated 31 января, 14:09

«Победа Ле Пен возможна, но невероятна»

28 февраля 2017, 11:05
О том, как развивается президентская гонка во Франции, рассказывает глава фонда «Центр политических технологий» Игорь Бунин.

Если судить по социологическим опросам, президентская кампания во Франции развивается довольно предсказуемо. После скандалов в стане правых и центристов, а также раскола в среде левых, всех своих конкурентов на несколько процентов опережает лидер крайне правого «Национального фронта» Марин Ле Пен. Большинство аналитиков, впрочем, этот факт не смущает, поскольку по уже многолетней традиции президентские выборы во Франции проходят в два тура и избиратель во втором туре всегда консолидировано выступает против кандидата от крайне правых. Однако в нынешних условиях, как это показал Brexit и победа Дональда Трампа на президентских выборах в США, возможны любые сюрпризы. Своим прогнозом исхода президентской гонки во Франции с обозревателем «Росбалта» поделился президент фонда «Центр политических технологий» Игорь Бунин.

— 23 апреля пройдет первый тур выборов президента Франции. Как вы оцениваете проходящую избирательную кампанию в этой стране? В частности, например, сообщения о влиянии на нее внешних сил. Если еще конкретнее — обвинения, что во французские выборы пытается вмешаться Россия?

— Россия во Франции не пользуется особой популярностью. И, например, появившаяся в некоторых средствах массовой информации информация о том, что бывший министр экономики правительства Франсуа Олланда Эммануэль Макрон имеет гомосексуальную ориентацию, может произвести обратный эффект, то есть добавить ему определенное количество голосов избирателей. Макрон в данном случае представляется некой жертвой и поэтому получит дополнительные голоса.

Точно так же нападки финансовой прокуратуры на Марин Ле Пен превращают ее в жертву. А вот нападки на республиканца Франсуа Фийона, бывшего премьер-министра в президентство Николя Саркози (за то, что он пристроил на госслужбу членов своей семьи —«Росбалт»), как раз нанесли серьезный удар по этому политику, потому что основным элементом его образа была честность.

— Сейчас в некоторых российских СМИ муссируется идея о том, что Марин Ле Пен может получить более 50% голосов уже в первом туре президентских выборов. Насколько вероятно такое развитие событий?

— Ле Пен не может победить — она не сумеет набрать 50% голосов в первом туре. Сейчас ее поддерживает 26-27% французских избирателей. Максимум, что она может получить 23 апреля, — это 30% голосов. И это очень много. Во втором туре, который назначен на 7 мая, пока по всем опросам она проигрывает и Макрону, и Фийону. Последнему с меньшим разрывом — 56% на 44% (по другим опросам 58% на 42% в пользу Фийона). С Макроном разрыв будет еще больше.

— Насколько серьезно на популярность лидера крайне правых может повлиять интернет-кампания, развернутая командой Ле Пен?

— В интернете работает не она одна, но и тот же Макрон и другие кандидаты. Интернет сейчас стал орудием пропаганды в избирательной кампании. Электорат лидера «Национального фронта» очень консолидирован, 80-85% ее избирателей готовы голосовать за нее в любом случае. У Макрона, например, электорат менее сплочен. Совсем недавно за него готовы были голосовать 40%, а сейчас, благодаря его союзу с Байру (лидер «Демократического движения» Франсуа Байру вышел из президентской гонки и поддержал Макрона, — «Росбалт»), количество тех, кто готов проголосовать за Макрона, увеличилось до 54%.

Но проблема Марин Ле Пен в том, что ее образ для остальных французских избирателей, не считая ее ядерного электората, явно негативный. Во-первых, она воспринимается как дочь своего отца — основателя «Национального фронта», крайне правого политика Жан-Мари Ле Пена, экстремиста, расиста и антисемита. Во-вторых, как человек, который не имеет союзников. В-третьих, как политик, который не умеет руководить государством. В-четвертых, значительную часть французских избирателей (примерно 45%) пугает то, что Ле Пен хочет выхода Франции из Евросоюза.

— То есть, ее довольно социально-ориентированная предвыборная программа не поможет ей привлечь на свою сторону дополнительных избирателей?

— Обещания Ле Пен в социальной сфере дадут ей возможность получить примерно 40-45% голосов рабочих, а во втором туре за нее готовы проголосовать до 62% рабочих и служащих. Но самая ее большая проблема — это люди старших возрастов, которые совершенно не хотят за нее голосовать, среди них она набирает пока только 15%. Но если она «прорвется» к пенсионерам, то может победить и во втором туре.

— Но Ле Пен как раз пытается привлечь и людей старшего возраста, обещая им, к примеру, снижение пенсионного возраста…

— Никто не голосует, ориентируясь только на обещания. Голосуют, ориентируясь на сложившийся образ. А ее образ, повторю, это образ человека, являющегося (особенно для людей старшего возраста) экстремистом.

— Антимигрантские мотивы в программе Ле Пен на одном из первых мест. Насколько они воспринимаются электоратом?

— Эти идеи в целом поддерживаются, но, вкупе с ее образом, они не воспринимаются большей частью избирателей. Всего 25-27% хотят, чтобы Марин Ле Пен возглавила Францию. Теоретически, если она выходит во второй тур с Фийоном, ее победа возможна, но как говорят социологи, невероятна.

— То есть не случайно сейчас некоторые наблюдатели говорят, что основной пропагандистский удар она направляет против Макрона, чтобы выйти во второй круг выборов именно с Фийоном?

— На самом деле выход Ле Пен во второй круг с Фийоном может стать ее ошибкой, потому что в этом случае примерно две трети левых проголосуют против нее, то есть, в данном случае, за Фийона. Есть такой принцип «Республиканского фронта»: когда левые и правые объединяются против крайне правых. Этот принцип был проверен и на кантональных выборах 2015 года, когда две трети левых избирателей из числа тех, кто пришли на избирательные участки, голосовали за правых кандидатов против «Национального фронта».

И наоборот, тот же принцип действует, если речь идет о конкуренции крайне правого политика с кандидатом от левых. Но в этом случае за левого кандидата (а Макрон будет выступать при таком раскладе как кандидат от левых) придут голосовать гораздо меньшее число правых избирателей. Поэтому не факт, что для Ле Пен во втором круге выборов выгоден именно Фийон, а не Макрон.

Беседовал Александр Желенин