Posted 15 марта 2017,, 17:20

Published 15 марта 2017,, 17:20

Modified 30 марта, 23:56

Updated 30 марта, 23:56

«Весна» в Минске не наступит

15 марта 2017, 17:20
Несколько недель в Белоруссии продолжаются протестные акции оппозиции и так называемых «тунеядцев». Они достаточно масштабны, но, как считают эксперты, «майданом» вряд ли закончатся.

Уже несколько недель подряд в Белоруссии идут акции протеста против «тунеядского декрета № 3». Он появился в апреле 2015 года и устанавливает обязанность граждан, не участвовавших в финансировании госрасходов (проще говоря, не платящих налоги), выплачивать сбор в размере 20 базовых величин (около $200). Правозащитники сразу подвергли документ критике, отметив, что он, по сути, вводит практику принудительного труда под угрозой наказания, что нарушает конституцию.

Обратим внимание на то, что декрет «О предупреждении социального иждивенчества» вступил в силу давно,но волна протестов поднялась тогда, когда стало ясно, что затронул документ очень многих. Сам Лукашенко в ответ на проходящие акции уже заявил, что так называемые «тунеядцы должны знать, что их просто пытаются сегодня использовать в самых корыстных целях, чтобы разрушить то, что есть, уничтожить на корню то, что мы возродили, чтобы не дать нам закрепиться».

И сразу же возникли разговоры о том, что начинается «белорусская весна» и даже появились прогнозы «сколько продержится режим Лукашенко». Известный белорусский оппозиционер Николай Статкевич таких предсказаний не делал, однако он заявил, что «Лукашенко должен пойти на уступки народу».

Правозащитники, в том числе и международные, конечно же, не могли не заметить задержания нескольких десятков участников этих акций, а также и журналистов. Amnesty International отметила «масштабное наступление на свободу выражения мнений и мирные собрания».

«После того, как первоначально разрешенные протесты против очень спорного налога на безработицу продолжились, власти вернулись к привычному рефлексу задержания мирных демонстрантов. Эта эскалация вызывает тревогу, и произвольные задержания инакомыслящих должны быть немедленно прекращены», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте AI.

Александр Лукашенко на эти протесты отреагировал. «Знаю заявления представителей пятой колонны и кое-что еще — то, чего общество не знает. Хотя намек в СМИ на это был», — сказал президент на совещании, посвященном актуальным вопросам развития страны. Белорусский лидер отметил, что декрет «про тунеядцев», прежде всего, несет в себе идеологический и моральный аспект, а не экономический или финансовый. «Никаких там больших денег государство не получит. Целью этого декрета является одно — заставить работать тех, кто должен и кто может. Это главное», — подчеркнул Лукашенко. Тем не менее, представители оппозиции по-прежнему пытаются представить ситуацию как «попытку обобрать простой народ».

В свою очередь, руководитель аналитического центра ЕсооМ Сергей Мусиенко в отметил, что сегодня, на фоне охлаждения отношений с неизменно главным, стратегическим партнером Белоруссии — Россией используются известные технологии «оседлания» социальных проблем, малейшего недовольства населения. В этом, по его мнению, и кроются причины гипертрафированного раздувание темы Декрета № 3.

«Для подогрева недовольства из города в город, как на халтуру, перевозят „активистов от оппозиции“ — для будирования масс в районах и областях. Извращен основной смысл документа: вывести из тени работающих нелегально, тех, кто не хочет годами работать и дать им возможность принять участие в финансировании государственных расходов, — сказал в комментарии „Росбалту“ Мусиенко. — Но заметьте „тунеядцы—иждивенцы“ зачастую на бирже труда не числятся, но на неплохих машинах приезжают на акции. Просто не хотят выходить из „налоговой тени“ и показывать доходы. Не хотят даже поделиться „секретом“, как жить, годами не работая».

При этом эксперт признает, что документ не был как следует проработан и закон «оказался в нужной мере не обеспечен идеологической и разъяснительной работой в СМИ, а также созданием рабочих мест», что было сделано едва ли не специально. «Он стал детонатором ситуации и затронул большие массы людей. На это и был расчет у тех, кто его инициировал и подготовил. По аналогии с РФ, это тип: „Касьянов-Илларионов“, но наши местные партизаны», — добавил политолог.

Кстати, с тезисом о непроработанности закона и его исполнения согласны и другие эксперты. «Принцип нормальный. Мы действительно хотели наказать этим декретом тех, кто занимается теневым бизнесом. Мы же столкнулись с низкой исполнительной дисциплиной. Не было никакой работы», — заявил на телеканале ОНТ профессор Игорь Марзалюк, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси.

Однако «охота на тунеядцев» была не единственным поводом. В феврале прошла не столь широкая, но все же заметная акция «в защиту Куропат».

Куропаты (по-белорусски — Курапаты) — лесное урочище на северо-восточной границе Минска. В1993 году внесено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как место захоронения жертв политических репрессий 1930—1940-х годов, количество которых оценивается в диапазоне от 7 тыс. до фантастических 250 тысяч человек.

Сыр-бор разгорелся в связи со строительством бизнес-центра в месте, которое белорусская оппозиция считает «сакральным». Можно вспомнить, что еще в 2001 году шум по поводу Куропат уже был — тогда это было связано с работами по расширению Минской кольцевой автодороги. Тогда государственные СМИ писали, что «после полного разгрома на президентских выборах оппозиция долго не могла найти повод для того, чтобы заявить о себе, а тут подвернулись Куропаты». И вот они «подвернулись» снова, да еще как.

Подготовительные работы по возведению пятиэтажного бизнес-центра на перекрестке улицы Мирошниченко и Минской КАД возле Куропат начались 16 февраля. Объект планировалось сдать через год, однако представители общественности и местные жители выступили против строительства, считая его незаконным. По их информации, участок под бизнес-центр был продан на аукционе тогда, когда эта земля еще входила в охранную зону.

20 февраля несколько активистов «Молодого фронта» установили на территории стройки палатку и организовали круглосуточное дежурство. После недели противостояния рабочих и защитников Куропат строительство было приостановлено. В лагере защитников Куропат состоялся митинг, который собрал около 300 человек. Его участники приняли обращение к властям с требованием запретить любое строительство вблизи Куропат и восстановить охранные зоны урочища.

Лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич действия «защитников Куропат», разумеется, поддерживает. «Предать Куропаты — для нас белорусов это как потерять историю, свое прошлое. Этого нельзя допустить. Я очень рада, что в Куропатах столько молодых людей. Мы обрели новое политическое поколение, наконец оно заговорило, — сказала она в интервью интернет-изданию „Белорусский партизан“. — Я представляю себе позицию власти, она построена на культе силы. Уступить народу им совершенно не хочется, поскольку это будет восприниматься как проявление слабости. Стало совершенно очевидно, что власть и народ разъединены, это не одно и то же».

В общем, к настоящему моменту палаточный лагерь демонтирован, но осадок, что называется, остался.

Руководитель ЕсооМ Сергей Мусиенко напоминает, что еще на закате СССР многочисленные «Народные фронты», внесшие свою лепту в развал страны, поднимались и крепли на громких, резонансных делах. В БССР это была и тема Куропат. «На деньги ЕС и США установили даже „скамейку Клинтона“ и много-много крестов, говорят более тысячи, шествия все эти годы устраивали. И, между прочим, устанавливали их там, где лежат люди разного вероисповедания, разных национальностей, причем не только репрессированные», — отмечает политолог.

Понятно зачем это делалось тогда, говорит эксперт, — создать миф о «преступном коммунистическом режиме». Ну, а теперь, по его словам, «оппозиция под видом рассерженных граждан ложится под бульдозер, чтобы „насолить“ белорусскому президенту». Деятелям оппозиции «защита Куропат» также дала возможность говорить о «бандитизме белорусской власти». Жалобы на «возобновление репрессий» действительно появились.

«Я все думаю: почему бы не дать повестку, не вызвать официально, если уж есть такая задача — посадить? Нет, все надо делать по-бандитски: крутить в темном подъезде или во дворах да быстро тянуть в бус — чисто бандитская психология чисто бандитской власти», — заявил, в частности, небезызвестный в белорусских оппозиционных кругах Дмитрий Дашкевич.

Сергей Мусиенко также отметил, что в целом происходящее позволяет говорит о некоей скоординированности действий. Например, музыканты группы Brutto не выступали на родине целых 5 лет, а тут проехали с масштабным агитационным туром по Беларуси, «подпевая» оппозиции. Завершила группа мегатур масштабным шоу в «Минск-Арене» 8 марта, заявив на прощанье: «А теперь вольная программа на улицах! Вы увидели в наших глазах то, что мы не сказали?»

«О Сергее Михалке, лидере Brutto, а в прошлом „Ляписа Трубецкого“, знающие люди говорят, что из него можно слепить посильнее идеолога, чем из всех лидеров белорусской оппозиции „пучком“. И профессионально лепят, правда не у нас», — говорит политолог, напоминая, что написанная Михалком в 2014 году песня «Воины Света» стала неофициальным гимном Евромайдана на Украине.

«Идет просто реализация „цветных“ технологий, — говорит Сергей Мусиенко. — Такого „бодрого“ движения в „застойной“ оппозиционной среде не было больше 20 лет. Есть только вопрос: под что им все эти годы дают деньги, и чем наши доморощенные либерасты обещают рассчитываться и перед кем».

Однако, сравнивая нынешню ситуацию в Белоруссии с той, что была на Украине накануне Евромайдана, Сергей Мусиенко отметил: «Есть кардинальные отличия. Основное: у нас есть президент который уверенно несет ответственность за страну и уже четверть века он доказывает на деле, что главный его приоритет — Республика Беларусь и государство для народа».

Понятно, что «другая сторона» выражает сомнения в «неуязвимости» власти в Белоруссии. Например, по словам Светланы Алексиевич, «власти все больше теряют доверие людей», но даже она, кажется, не говорит о неизбежности «белорусского майдана» или неотвратимом «свержении последнего диктатора Европы». Так что с большей долей уверенности можно утверждать, что «весна» в этом году в Минске не наступит, но крови у Александра Лукашенко будет еще выпито немало. Оппозиция уже заявила о продолжении своих акций, и сегодня вечером они уже прошли в нескольких городах.

Герман Напольский