Posted 20 марта 2017,, 15:57

Published 20 марта 2017,, 15:57

Modified 30 марта, 23:53

Updated 30 марта, 23:53

Германия и Трамп: тупик непонимания

20 марта 2017, 15:57
Хотя рейтинг президента США рекордно низок, отставка ему не грозит. Так что иностранным лидерам придется научиться с этим жить.

Визит канцлера Германии Ангелы Меркель в Соединенные Штаты должен был помочь немцам понять нового американского президента, избрание которого повергло германский политический истеблишмент в шок. Немцы, как говорят некоторые эксперты, почувствовали себя потерянными или даже брошенными. Они боятся за сохранность послевоенных традиций в трансатлантических отношениях, накрепко связавших Западную Германию (а после воссоединения — и Восточную) с США.

Хотя некоторые российские «консервативные» эксперты говорят, что ФРГ осталась сегодня «последним атлантистом» и упорно борется за ценности, которые предал уже даже новый американский президент, в реальности немцы не готовы тащить на своих плечах всю громаду «трансатлантической дружбы». Они пытаются понять, как вести себя дальше, если часть это груза не удастся, как раньше, разделить с США.

С этой точки зрения визит Ангелы Меркель и ее встреча с Дональдом Трампом должна была показать немецким элитам, что ничего еще не потеряно и не надо спешить проектировать какую-то новую систему европейской безопасности без участия США. Необходимо было доказать германскому правящему классу, что можно постепенно, в рамках долгого переговорного процесса с американским лидером, сохранить имеющийся формат сотрудничества. В том числе и военного — в рамках НАТО.

По итогам переговоров в Вашингтоне Меркель, казалось, удалось пройти по острию ножа и если не договориться с Трампом, то хотя бы создать видимость нормальных отношений. Не испортил этого даже якобы случайный отказ американского президента обменяться с канцлером ФРГ рукопожатием.

Однако Трамп проявил себя как классический нахрапистый бизнесмен — после завершения встречи он нанес Меркель удар в спину, опубликовав в своем Twitter претензию к Германии, которая якобы задолжала США и другим партнерам по НАТО огромные суммы.

Обвинения Трампа немцы сразу назвали «абсурдными». Получается, будто военный альянс является фирмой, оборона — услугой, а военнослужащие США — наемным персоналом, и потому у других стран существуют некие платежные обязательства, возмущаются немецкие комментаторы.

Действительно, это столкновение не просто двух государств или двух идеологий, как кажется многим в Германии, а противоречие между двумя подходами к управлению страной. Первый — собственно политический, которого придерживается Ангела Меркель. Этот подход включает такие понятия, как альянсы, переговоры, долгосрочные отношения, национальные интересы и т. д. Подход же Трампа — это взгляд на мир классического бизнесмена, причем не слишком крупного (несмотря на данные о размерах его собственного бизнеса).

Трамп не ведет переговоры — он торгуется. Он не вступает в альянсы, тем более долгосрочные, а заключает сделки. В итоге получается, что Ангела Меркель приехала к нему со скучными и не всегда понятными ему темами. И он, понимая, что речь идет об одном из ближайших союзников, честно сдерживался все переговоры, хотя и был раздражен, что прекрасно показывает история с рукопожатием. Ведь помимо прочего, Трамп помнил, что Меркель критиковала его миграционную политику, называя ее ошибочной.

Ну, а когда переговоры закончились, президент США просто «сорвался» и постарался объяснить немецко-американские отношения в понятных ему терминах. Это, кстати, очень похоже на рассуждения многих российских политиков о том, что европейцы должны быть нам «по гроб жизни» благодарны за то, что Советский Союз, то есть наши предки, спасли Европу от нацизма.

Вот и Трамп в понятной ему парадигме рассуждает о том, как много Америка сделала для Германии после Второй мировой войны. В текущей ситуации это просто служит ему аргументом, подкрепляющим требования к Берлину повысить расходы на оборону, в первую очередь, на НАТО. Разумеется, понимания у немцев такие риторика и базарная манера торговаться не встречают.

Мало того, на фоне своей массовой трампофобии немецкий правящий класс, похоже, делает из слов американского президента глобальный вывод о том, что сотрудничество с Трампом в принципе невозможно. При этом нового американского лидера не отделяют от его страны, ставя под сомнения все германо-американские отношения в целом.

Для Берлина, разумеется, такой подход стал бы стратегической ошибкой. В самих США, по данным последних опросов, политику Трампа всего через месяц после инаугурации поддерживает лишь 37% граждан, что является для Соединенных Штатов крайне низким показателем. Так что, скорее всего, немцам стоит просто подождать, пока Трамп не осознает, что его действия должны больше соответствовать запросам избирателей. С учетом устройства американской системы власти такая трансформация весьма вероятна.

Иван Преображенский