Posted 22 марта 2017,, 16:45

Published 22 марта 2017,, 16:45

Modified 31 января, 14:29

Updated 31 января, 14:29

«Донбасс будет телепаться, как собачий хвост»

22 марта 2017, 16:45
Жители ДНР и ЛНР уже поняли, что их республики вряд ли будут присоединены к России. Однако и «возвращаться» на Украину они не хотят.

Как показал проведенный в начале февраля телефонный опрос, россияне в общем-то поддерживают самопрововозглашенные Донецкую и Луганскую народные республики, но не сказать, что «на все сто».

Почти четверть, 24% респондентов, считают необходимым признать независимость республик, 18% — принять их в состав РФ, а 8% — оказать помощь в расширении автономии. То есть «за Донбасс» — половина, но почти две трети из этой половины хотели бы «дружить на расстоянии». Более трети опрошенных (36%) придерживаются нейтральной позиции — разбирайтесь, мол, сами, ну, а помочь украинским властям восстановить контроль над мятежным регионом призывают лишь 4% респондентов.

В общем, если для россиян жители Донбасса и «братья», то, скорее, «двоюродные» — не то что крымчане. А что думают о нас «на той стороне», как сегодня относятся к России «граждане» ДНР и ЛНР?

«Вначале мы верили, что войдем в РФ, так как это сделал Крым, но после того, как за отсоединением не последовал второй референдум, стало ясно, Россия нас не берет. Мечты рухнули», — признался «Росбалту» один из организаторов референдума в Донецке, раньше остальных понявший что к чему.

Кстати, три года назад один из приближенных к покойному ныне экс-главе ЛНР Валерию Болотову рассказывал «Росбалту», что его шефу якобы предлагали тогда вхождение в состав РФ. Ну, не то что агитировали за это на самом высшем уровне, однако представители Жириновского, по его словам, почву на этот счет зондировали.

Если в 2014 году в городах Донбасса повсюду висели российские флаги, то сегодня их заменила местная символика. Пожалуй, в республиках уже все не очень рассчитывают как на признание их Россией, так и на вхождение в состав РФ, хотя некоторые и увидели некую надежду в «узаконивании» президентом РФ Владимиром Путиным документов ДНР и ЛНР. Еще одним «намеком» на сближение с Россией в Луганске посчитали недавний полный переход на рубль и отказ от мультивалютной системы. Но опять же — «сближение» не означает «вхождение».

В 2014-м людям местные власти обещали скорый референдум о присоединении к России, российские паспорта, гражданство, зарплаты и пенсии, то сегодня народ потихоньку приучают жить «самостоятельно». РФ позиционируют как «помощника и старшего товарища», так что страсти по «русскому миру» утихли: нужно выживать, и на скандирование политических лозунгов у народа нет времени.

Впрочем, и появления большого количества людей, мечтающих «вернуться в Украину», тоже не обнаруживается. Хотя почти все украинские аналитики уверяют, что Донбасс хочет назад. Согласно результатам опроса, проведенного в 2015 году Киевским международным институтом социологии, каждый второй житель ДНР и ЛНР хотел «обратно». Год спустя Фонд «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива сообщил, что 42% жителей Донбасса согласны, чтобы «оккупированные» территории вернулись под юрисдикцию Украины, даже не получив особых полномочий. Однако всего через месяц аналитический центр «Фабрика мысли «Донбасс», по результатам социсследования, проведенного среди жителей подконтрольной и неподконтрольной Киеву территорий Донецкой области, заявил, что через 3-5 лет Украина рискует окончательно «потерять» людей, проживающих в ДНР.

Опрос «Росбалта» на полноценное изучение общественного мнения не претендует, но позволяет узнать, о чем думают люди в «независимом» Донбассе. А думают они, разумеется, по-разному.

«Мне кажется, у Донбасса нет другого выхода, кроме как возвращение в состав Украины. Безусловно, это должна быть если не автономия, то регион с особыми полномочиями. Но то, что он должен быть в составе Украины, думаю, уже ни у кого не осталось сомнений. Только таким образом Донбасс сможет снова вернуть в легитимное русло: его жители будут жить в признанном государстве, смогут получать настоящие документы, образование, покупать жилье и ездить отдыхать за границу», — считает пенсионер из Алчевска (ЛНР).

Он уверен, что РФ не «возьмет» Донбасс к себе, и это стало понятно еще летом 2014 года. «И те, кто верит, что Донбасс станет частью России — просто наивные люди или же «идейные». Москва в принципе-то никогда этого не обещала, не было ни одного такого заявления. Люди сами вышли и начали кричать, что «Россия с нами» и верить, что скоро они все получат российские паспорта. Но сегодня мы видим, что их получили лишь переехавшие в РФ беженцы или же «избранные» жители республик, которые готовят себе плацдарм на случай отступления», — говорит наш собеседник.

При этом участник нашего опроса добавляет, что возвращение в Украину будет очень болезненным, наверное, даже «катастрофически болезненным», но другого выхода, чтобы перестать быть жителем «банановой республики», он не видит.

Уже не «простой житель», а лидер организации «Патриотические силы Донбасса», экс-секретарь Совбеза ДНР Александр Ходаковский уверен, что возвращения Донбасса в Украину не случится. По его мнению, ни сейчас, ни в ближайшей перспективе, пока не будут ликвидированы последствия морально-психологического плана, вызванные войной, никаких «серьезных» отношений с Киевом не будет.

Политик утверждает, что по данным опроса, который провела его организация, 70% жителей ДНР винят в произошедшем Украину и не намерены ей «прощать» АТО. «Донбасс носит в себе эти настроения, мы не прощаем», — подчеркивает Ходаковский. Он уверен, что у Донбасса своя судьба «вдали» от Украины.

«Каким будет Донбасс, со статусом, отдельной территорией или в составе другого государства — не столь важно. Важно то, что на повестке дня нет вопроса физического возвращения Донбасса в Украину, вопроса интеграции с Украиной, — говорит Александр Ходаковский. — Мы можем говорить о статусе Донбасса в составе Украины, но де-факто он будет отпочкован. Это касается и ДНР, и ЛНР, потому что никто даже мысли не допускает, что возможно «братание» на фронте, что можно преступить через то, что мы сделали для Украины, а Украина для нас. Но мы будем претерпевать глубокий процесс интеграции в Россию. Это уже становится очевидным. Да, наши люди растеряны из-за непонимания политического курса руководства. Но то, что мы не будем с Украиной, они знают, а с тем, что мы будем жить как отдельное формирование, но при условии глубокой интеграции с РФ — придется смириться».

В Луганске (исключение — наш первый «эксперт») тоже мало верят, что ЛНР «станет Украиной». «Да, в рамках «Минска-2» мы говорим, мол, статус и тра-та-та, но умом понимаем — не будет статуса, нам его не дадут, значит не будет возвращения. Вся эта минская демагогия лишь для того, чтобы оттянуть время. Думаю, Россия хотела себе Донбасс, но когда начались полномасштабные бои, она осознала, что не понимает, что с нами делать. И вот пока понимание не придет, так мы и будем телепаться, словно собачий хвост», — считает местный чиновник.

«По факту, мы уже давно Россия, нас контролируют, нам помогают, — проявляет больший оптимизм военнослужащий Народной милиции ЛНР. — Да, у нас нет российского гражданства, но есть уверенность, что поступательными шагами мы вольемся в состав России. Это такая шахматная игра, тут спешка ни к чему. Не может вот так ни Путин, ни Сурков с Медведевым взять и завтра забрать Донбасс — это ведь скандал мирового масштаба. Но вы не переживайте, официально нас заберут, но нужно подождать».

«Мы бы давно уже были в России, но нам мешают распри власть имущих, — говорит его коллега, офицер из Донецка. — Дело в том, что в Москве никак не могут поделить Донбасс, не могут определиться, кто будет его контролировать. Я могу назвать вам минимум четверых кураторов — Путин, Медведев, Сурков, Жириновский, а еще силовой блок. Каждый положил свой глаз на нас, и пока они там не определятся, кто главнее, мы будем «автономны»».

Однако рядовым гражданам все же хочется определенности, снятия блокады, минимизации проблем с транспортным сообщением, налаживания коммуникации. Об этом они тоже говорят.

«Я понимаю, мы никогда не войдем состав Украины, никогда Луганск уже не будет областным центром. Почему? Ну, вы, думаю, не в курсе, но в Северодонецке полным ходом строят здания областного значения — больницы, диспансеры, вузы. Это говорит о том, что они готовы и готовятся жить без нас. И очень хотелось бы, чтобы Порошенко уже отпустил нас. Мы же ему не нужны. Так почему же он нас держит?» — задается вопросом жительница Луганска.

Дончанин Евгений считает, что ДНР и ЛНР в настоящее время надо добиваться того же статуса, что был у Крыма в составе Украины. Тогда, полагает он, уход возможен. «По законам Украины, Донбасс не может взять и уйти куда-то, пока у него не будет автономии, статуса который был у Крыма. Поэтому думаю, что как только Донбасс его получит, здесь затеют «крымский» сценарий», — говорит Евгений.

Тут наш «эксперт» вряд ли прав. Как известно, несмотря на то, что Крым был автономной республикой, его «уход» на Украине продолжают называть «аннексией».

Ну, если с возвращением в Украину все понятно, и донбассцы не питают иллюзий по поводу перспектив завтра же стать россиянами, то вот вопрос о территориях, которые «оккупирует Украина», остается подвешенным.

«Ну, как так можно, у меня мама в Станице Луганской, нам до нее 20 минут езды на машине раньше было, теперь же это 5-6 часов толкотни в очереди. А дочь вообще не может поехать к бабушке, потому что служит в полиции ЛНР, поэтому она «террористка». Когда это все кончится?» — возмущается луганчанка Евгения Павловна.

Она говорит, что ей все равно, в составе какой страны будет Донбасс, а больше волнует ликвидация «границ». «Мне плевать, какое это будет государство. Пусть не стреляют, не преследуют нас, не грозят тюрьмой, пусть дадут возможность видеть родственников», — добавляет Евгения Павловна.

Луганский чиновник, с которым общалась корреспондент «Росбалта» верит в возможность почти что мирного «отжатия» земель. «Возможно, постреляют. Но думаю, что конфликта, как в 2014-м, не будет. Умные люди уже разработали механизмы политического давления, скоро все узнаете, не забегайте наперед», — сказал он.

Другой наш собеседник, военный ЛНР, уверен, что война для Луганска кончилась, а вот окраинам республики еще достанется. «Чтобы достигнуть цели, нужно будет чем-то жертвовать. Увы, возможно, будут стерты с лица земли целые города, но потом будет мир. Иного пути нет», — отмечает он.

«Мы не будем этот вопрос ни обсуждать, ни полемизировать, потому что это вопрос, относящийся к военной операции. Если сложится обстановка, которая позволит нам взять под контроль эти территории, то мы этим шансом воспользуемся и не будем откладывать в долгий ящик. Но сейчас нет никаких предпосылок говорить о возвращении легитимных границ ДНР и ЛНР», — говорит, надо полагать, хорошо осведомленный, хотя и не находящийся нынче во власти Александр Ходаковский.

И все же одну «военную тайну» нам удалось узнать в «другом месте». В разговоре «не для прессы» донецкие военные сообщили, что командование ДНР рассматривает вариант силового присоединения «украинской» части Донецкой области. «Все будет, не спешите. Мы думаем, как минимизировать потери», — отметил наш собеседник.

Анна Громова