Posted 22 марта 2017,, 15:46

Published 22 марта 2017,, 15:46

Modified 31 января, 14:29

Updated 31 января, 14:29

Шотландцы уйдут по-английски?

22 марта 2017, 15:46
Недовольство «брекзитом» и желание остаться в Евросоюзе может расколоть Великобританию не только политически, но и географически.
Сюжет
Brexit

Закон, поручающий главе правительства Великобритании Терезе Мэй начать процедуру выхода страны из ЕС («брекзита»), был окончательно одобрен парламентом 14 марта и всего через два дня подписан королевой Елизаветой II. Как предполагается, британцы подадут заявку на выход 29 марта. А через месяц после этого, 29 апреля, состоится экстренный саммит Евросоюза, на котором начнется официальное рассмотрение британской заявки.

Впрочем, первой темой, скорее всего, станет оценка расходов, которые понесет ЕС, а значит и размера компенсации, которую должна будет выплатить Великобритания. Брюссель, напомним, требует заплатить 57,5 миллиарда евро (около 50 миллиардов фунтов стерлингов). Однако британские парламентарии, с подачи канцлера казначейства Великобритании Филипа Хэммонда, сошлись на гораздо меньшей сумме — 3,45 миллиарда евро (3 миллиарда фунтов стерлингов). Обосновать ее будет не так-то просто, поскольку сумма складывается из уже взятых на себя Лондоном долгосрочных финансовых обязательств, включая пенсионные отчисления работающим в Евросоюзе британцам. Иначе говоря, отказ британцев платить может ударить по их же согражданам и привести к недовольству в отношении правительства.

И это не единственный риск. Еще опаснее угроза прекращения существования самого Соединенного Королевства. Это вполне реально в случае, если Шотландия примет решение выйти из его состава и сможет этого добиться. Надо напомнить, что этот регион, имеющий свое правительство и парламент, уже проводил референдум о независимости, и тогда сторонники сохранения в составе Великобритании победили лишь с небольшим перевесом.

Теперь же речь идет о новой попытке. Шотландский премьер-министр Никола Стерджен заявляет: «Результат референдума по вопросу членства в ЕС дает шотландскому правительству неоспоримые демократические полномочия для проведения референдума о независимости». По ее словам, шотландцы (большинство которых проголосовало против «брекзита») искали компромиссное решение с центральными властями в Лондоне, но те оказались не готовы к поискам взаимоприемлемого решения. Так что теперь шотландский парламент в Эдинбурге начинает дебаты о возможности проведения второго референдума о независимости от Великобритании.

Следует заметить, что в Лондоне уже заметно нервничают по этому поводу, несмотря на то, что три из пяти партий, имеющих фракции в шотландском парламенте, не готовы пока поддерживать Николу Стерджен. Еще 16 марта британский премьер-министр Тереза Мэй заявила, что Шотландия не должна проводить второй референдум о независимости до тех пор, пока не будут проведены переговоры о выходе Великобритании из ЕС. При этом в Лондоне напоминают, что решение о проведении референдума еще должно быть одобрено правительством Соединенного Королевста. Так что британцы вполне могут и заблокировать инициативу Стерджен, которая, судя по утечкам из ее окружения, планирует новый референдум на конец 2018 — начало 2019 года.

В Лондоне все с большим трудом принимают альтернативные мнения относительно безусловной пользы «брекзита» для Великобритании. Например, многие обвиняют телерадиокорпорацию BBC в попытках «очернить» идею освобождения от ЕС. По словам депутата нижней палаты британского парламента, бывшего министра культуры, спорта и СМИ Джона Уиттингдейла, «BBC постоянно ищет негативные моменты и делает акцент на вызовах, которые возникают в связи c «брекзитом». Если это не прекратится, депутат грозит обращением к медиарегулятору Ofcom. Это позволит не только оштрафовать BBC, но также принудительно внести изменения в эфирную политику общественного ТВ и радио.

При этом понятно, что одной критикой в медиа итоги референдума не отменить, равно как она не может повлиять всерьез и на процесс выхода Великобритании из ЕС. Аналогичная и ситуация с Шотландией, для которой вопрос сохранения в составе Евросоюза, в первую очередь, экономический. Если и шотландские работодатели, и шотландские профсоюзы поддержат референдум о независимости, он рано или поздно все равно пройдет, чтобы ни думали по этому поводу в Лондоне.

Так что, даже сконцентрировавшись на переговорах с Брюсселем, британским министрам не надо забывать и про интересы шотландских коллег. Иначе независимость Шотландии станет практически неизбежной.

Иван Преображенский