Posted 23 марта 2017,, 08:50

Published 23 марта 2017,, 08:50

Modified 31 января, 14:30

Updated 31 января, 14:30

В Южной Осетии замаячил призрак «кавказской весны»?

23 марта 2017, 08:50
Владимир Путин «благословил» выборы в бывшем регионе Грузии. Однако завершатся ли они миром — неизвестно: ситуацию обостряет экс-глава ЮО.

В частично признанной Южной Осетии 9 апреля состоятся президентские выборы и референдум по переименованию республики в «Государство Алания». На этой неделе, то есть в разгар избирательной кампании, президент ЮО Леонид Тибилов прилетел в Москву на встречу с Владимиром Путиным. Президент России «пожелал удачи» Тибилову, который является одним из трех кандидатов, и выразил надежду на то, что выборы пройдут «в рамках Конституции, при соблюдении законов».

Но в том-то и дело, что в «союзническом государстве» с 35-тысячной численностью населения (по официальным данным — 51 тысяча человек) все пошло наперекосяк, хотя оно и раньше не отличалось примерным поведением: как говорят, за годы правления экс-президента Эдуарда Кокойты, которого в 2011 году вынудили отказаться от власти, здесь постоянно пропадали российские деньги, предназначенные на восстановление Южной Осетии, и зачастую случались бандитские разборки на почве распределения власти, сфер влияния и финансов.

С избранием Тибилова ситуация с восстановлением Южной Осетии опять же на деньги России стала меняться к лучшему, хотя претензии к властям у населения республики все же остались, но они утратили массовость и остроту. Однако по весне произошла осечка: президенты России и ЮО встречались на фоне митингов в Цхинвале, главным «героем» которых стал Кокойты — Центральная избирательная комиссия и Верховный суд отказали ему в регистрации для участия в выборах. Официальная причина — последние 10 лет экс-президент не проживал на территории Южной Осетии и, соответственно, лишился права баллотироваться.

Так что сейчас официальными кандидатами на этот пост являются Тибилов, спикер парламента Анатолий Бибилов и сотрудник КГБ ЮО Алан Гаглоев. Но Кокойты не был бы Кокойты, если бы не воспользовался ситуацией для дестабилизации обстановки. Его сторонники проводят несанкционированные митинги с требованием отставки действующего президента, отмены решений ЦИК, незарегистрировавшего Кокойты кандидатом в президенты и Верховного суда, оставившего решение ЦИК без изменений. В Цхинвале мобилизован ОМОН, государственные учреждения находятся под усиленной охраной. Параллельно в городе проходят митинги в поддержку Тибилова. А Кокойты, по неофициальной информации, вызван в суд в качестве свидетеля по делу о растрате его братом бюджетных средств.

В такой обстановке понятно, что Тибилов кинулся за помощью к Путину. Те, кто на дух не выносят Кокойты, считают, что другого пути остановить экс-президента, «разворовавшего все, что можно», нет. Москве же конфронтация в своем южном «подбрюшье», начиненном российскими военными базами в 40 минутах езды от Тбилиси, совершенно не нужна. Кстати, власти ЮО выбрали весьма «удачное» время для выборов и референдума — 9 апреля в Грузии отмечается траурная дата: в 1989 году здесь был жестоко разогнан митинг с требованием независимости республики. Погибли люди.

Но вернемся к Кокойты. Как пишет осетинский информационный портал НЫХАС, главной задачей экс-президента является срыв выборов, в которых он не может участвовать, о чем самолично «заявил на встрече со своими сторонниками; об этом говорят все его действия, направленные на дестабилизацию в республике». Издание, со ссылкой на анонимный источник, информирует, что Кокойты и его сторонники «задействуют уже и следующий план, который имеет более политическую и долговременную стратегию по срыву югоосетинских выборов. Но мы осознаем, что каждую ночь, каждый час может произойти атака на какой-либо из объектов государственной власти или ее представителей».

В общем, пишет НЫХАС, «пока чиновники из команды Леонида Тибилова делили портфели, решая, кому быть в новом правительстве, а кому следует уйти, Эдуард Кокойты совершил марш-бросок в югоосетинскую столицу и ее уже несколько дней лихорадит из-за общественных протестов».

Что же до силовых структур, они «проявили бесхребетность», и вообще нынешние руководители ЮО не имеют опыта реагирования на подобные кризисные ситуации: «Югоосетинская власть оказалась в сложной ситуации, к тому же государственные структуры дезорганизованы, в 2011 году они реагировали, и реагировали очень жестко. Сейчас довольно быстро удалось бы обнаружить и локализовать планы Кокойты. Несмотря на проблемы, это можно сделать и сейчас. Однако создается впечатление, что Леонид Тибилов оказался один на один с этой проблемой совсем не случайно, и его оппонент смог договориться с руководителями силовых структур о неоказании на него давления».

И теперь вот президент Тибилов «лихорадочно ищет посредника» для переговоров с Кокойты», но им должен быть «не шумный политический деятель, а профессиональный и опытный человек, который сумеет переиграть Кокойты». Но в окружении югоосетинского президента такого не обнаружилось.

Возможно, это и стало основной причиной визита Тибилова в Москву. Тем более, что в Цхинвале уже стали откровенно говорить о возможности «цветной революции», как ни смешно это звучит, когда речь идет о крохотной территории с некрохотными российскими базами, очевидным отторжением Кремля от фигуры Кокойты, а также в условиях, когда РФ и ЮО фактически создают общую армию и единое пространство безопасности.

«Нас всех беспокоит то, что сейчас происходит в республике. Все эти годы власть делала все возможное, чтобы сохранить стабильность и спокойствие. Для этого понадобилось много сил. Все политические силы должны понимать, что противоречия надо разрешать в рамках закона. Нам не нужны «цветные революции», мы видели, к чему они приводят», — заявил в эфире телекомпании ИР государственный советник президента Южной Осетии Давид Санакоев.

Можно предположить, что после встречи с Путиным Москва «прикроет» Тибилова и не допустит беспредела в Южной Осетии, на который ориентирован Кокойты, по непонятным причинам не боящийся «длинной руки» Кремля. Но весьма сомнительно, получил ли президент ЮО от Путина согласие на претворение в жизнь цели референдума — объединение с Северной Осетией и вхождение в состав России.

Цитата от Тибилова: «Наши братья на севере назвали свою республику Северная Осетия-Алания, и переименование нашего государства в Южную Осетию-Аланию создаст условия и предпосылки для вхождения Единой Алании в состав Российской Федерации».

Декларировать, конечно, можно что угодно, и доказывать свои верноподданнические чувства России — тоже. Но нужна ли Кремлю такая прыть? Вряд ли, поскольку признаков того, что он пойдет, в обозримом будущем, на повторение крымского сценария, не проглядывается. Но референдум даст надежду той части осетин, которые желают, в отличие от абхазов, присоединения к России. Он даже в некотором роде поработает на имидж Тибилова, и этого, видимо, опасается Кокойты, который при своем президентстве ни во что не ставил ни Россию, ни население Южной Осетии. Ему нужно единоличное правление на российские деньги, но при условии, что никто не станет совать нос в то, на что они расходуются, и как вообще соблюдается в ЮО хотя бы условная законность.

Говоря о российском, без преувеличения, содержании Южной Осетии. С 2008 по 2014 год общий объем российской финансовой помощи республике составил более 43 миллиардов рублей. В 2015 году она получила из российского бюджета 6,6 миллиарда рублей, а в прошлом году — 8,2 миллиарда.

Кокойты к этой «кормушке» Россия больше не допустит. Реальными претендентами на президентский пост сейчас можно считать Тибилова с его административным ресурсом, которым он пользуется сравнительно скромно, и Бибилова. У последнего в Южной Осетии довольно приличная репутация — местная публика ни в каких грязных делах его не обвиняет, отмечает рассудительность, спокойные манеры и сдержанность спикера.

Так что можно считать, что Тибилов и Бибилов в предвыборной гонке идут «ноздря в ноздрю». Но если дело дойдет до второго тура (шансов на это — 50 на 50), то часть электората Кокойты, скорее, проголосует не за действующего президента, а за Бибилова.

Впрочем, все зависит от того, как будет развиваться ситуация до выборов. В принципе, Москву должны устроить оба — и откровенно амбициозный Тибилов, и менее амбициозный Бибилов. Главное сейчас, чтобы в Южной Осетии дело не дошло до крайностей — то есть применения силы для того, чтобы сдержать Кокойты от масштабной дестабилизации обстановки. И чтобы явка была достаточной — не менее 50%.

Кстати, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Николай Силаев считает низкую явку основным риском срыва президентских выборов. «Если она будет низкой, легитимность выборов может быть поставлена под сомнение», — цитирует эксперта интернет-портал Sputnik. Еще более глобальной проблемой для республики, считает он, может оказаться настолько низкая явка, что выборы окажутся несостоявшимися.

«В таком случае в бюджете республики нужно будет искать средства на новые выборы, придется вновь проходить всю избирательную кампанию с регистрацией кандидатов, спорами по поводу их регистрации, общей напряженностью, вызванной избирательной кампанией», — сказал Силаев. Более того, подчеркнул он, ситуация, при которой из-за низкой явки выборы будут отменены, вызовет негативную реакцию в Москве, что повлечет приостановку помощи Южной Осетии.

В общем, всем заинтересованным в стабильности и относительной сытости Южной Осетии, нужно включить режим вменяемости. Вопрос в «удельном весе» потенциальных носителей такого режима.