Posted 24 марта 2017,, 12:50

Published 24 марта 2017,, 12:50

Modified 30 марта, 23:49

Updated 30 марта, 23:49

Правительство Таджикистана официально не запретило детям работать на уборке хлопка

24 марта 2017, 12:50

Правительство Таджикистана не внесло в перечень занятий, к которым запрещено привлечение труда лиц моложе 18 лет, полевые работы — сбор хлопчатника, овощей и фруктов. Об этом сообщает таджикская служба «Радио Свобода».

В постановлении правительства под номером 110, которое 24 марта попало в распоряжение «Радио Свобода», обозначена 31 сфера, где детский труд запрещен. В частности, дети и подростки не могут быть привлечены к работам в горнорудной промышленности, на строительстве тоннелей, производстве и подачи электроэнергии, в добыче нефти и газа и других трудоемких профессиях.

​В прежние годы в Таджикистане поводом для беспокойства был детский труд на полевых работах и в животноводстве. Это притом, что примерно 70% населения страны проживает в сельской местности и, по мнению экспертов, дети наряду с родителями в течение 8-9 месяцев вынуждены заниматься земледелием и выращиванием скота.

Власти пока воздерживаются объяснить, почему не попали под запрет основные занятия таджикских детей и подростков. Но источники «Свободы» считают, что официальный запрет детского труда на полевых работах может стать причиной недовольства сельских жителей. К тому же следить за исполнением постановления будет почти невозможно.

В прежние годы таджикские школьники организованно привлекались к сбору хлопчатника. Даже учащихся школ в горных селениях на два месяца отправляли в долину на сбор урожая «белого золота». Но после критики мирового сообщества, Министерство образования и науки Таджикистана запретило такую практику и усилило контроль за привлечением школьников к полевым работам. Однако некоторые директора средних школ на условиях анонимности говорят, что в сентябре и октябре с трудом удается обеспечить присутствие учащихся на занятиях — многие дети по-прежнему помогают родителям в сборе хлопчатника.

​В правительственном постановлении нет упоминаний и о детском труде на рынках в качестве арабакешей (водителей повозки) или мойщиков автомобилей.

Многие подростки заявляют, что работа на поле и в животноводстве для них уже обычное занятие. По их словам, даже сложно представить, что в период массовых полевых работ они будут сидеть дома или заниматься другими делами.

Абдулкодири Содир, ученик 9-го класса одной из школ Матчинского района говорит, что осенью посещает уроки только после уговоров учителей. «Отец находится в иммиграции, старший брат учится в университете в Душанбе. Теперь я глава семьи и поэтому помогаю в полевых работах маме и сестре. Как это возможно, чтобы моя мама и сестра работали на поле, а я сидел бы дома или был бы в школе?» — недоумевает он.

Джовид Джураев, эксперт по социальным вопросам, исходя из своих наблюдений заметил, что в последние годы уровень использования детского труда на полевых работах снижается. Правда, увеличивается число работающих на рынках. По его словам, исследования показали, что использование детского труда еще нигде не стало причиной выхода семьи из бедности.