Posted 27 марта 2017,, 17:00

Published 27 марта 2017,, 17:00

Modified 31 января, 14:34

Updated 31 января, 14:34

Из Лукашенко опять делают «последнего диктатора»

27 марта 2017, 17:00
Акции протеста в Белоруссии не привели к «смене правящего режима», однако разгон и задержание митингующих вновь дали повод Западу заговорить о санкциях.

Акция 25 марта или День воли, традиционно отмечаемый белорусской оппозицией в годовщину образования Белорусской народной республики — по сути, марионеточного государства кайзеровской Германии, которую, тем не менее, кое-кто считает первой белорусской державой, — в очередной раз стал поводом для раздора. Готовились к нему основательно с обеих сторон.

«Им надо взбунтовать страну. Мечта — разрушить власть и скинуть президента. Почему — а он не дает делить страну, заводы не прикарманишь, частной собственности на землю не вводит, — так объяснил сам Александр Лукашенко на встрече с работниками одного из предприятий активность оппозиции. — Вы не волнуйтесь, страну мы никому не отдадим. Мы ее будем держать вместе с вами».

И хотя белорусский лидер и призывал «не волноваться», однако днем ранее на совещании, посвященном вопросам безопасности, сам признался в обратном: «Меня очень беспокоит та информация, которую я получаю. Это не тот объем, который мы даем в СМИ — уже чтобы не запугивать, мизер даем.

Хотя и «мизера» хватило. Президент рассказал о задержании готовивших провокацию с оружием боевиков. «Мы уже несколько десятков задержали (не тех, что в автобусах, анархистов с масками), которые тренировались в лагерях с оружием. Кстати, один из лагерей был в районе Бобруйска и Осиповичей. Остальные лагеря — в Украине. По-моему, в Литве или в Польше (не буду утверждать, но где-то там), — сказал он. — Мы буквально в эти часы задержали пару десятков боевиков, которые готовили провокацию с оружием».

Немало шуму наделала и якобы имевшая место попытка прорыва через белорусско-украинскую границу в ночь на 20 марта вооруженных людей на джипе. Белорусские пограничники даже применяли оружие, в итоге задержав двух человек. В ходе осмотра автомобиля обнаружен пистолет марки ТТ и два снаряженных магазина, а также предметы, внешне схожие с тротилом и электродетонаторами.

«Мы предполагали с начала конфликта 2014 года на Украине, что подобное произойдет. Любой конфликт приносит неучтенное оружие и боеприпасы, понижение стоимости оружия, — заявил «Росбалту» политический аналитик Александр Тиханский (Минск). — Украинские власти, когда ввели контроль отправлений из зоны антитеррористической операции, за 2 месяца изъяли 312 посылок, содержащих боеприпасы, оружие и гранаты. Мы можем вспомнить южноосетинский конфликт, когда Россия перехватывала автомобиль с оружием, когда военнослужащие бросали оружие. И что куда уходило — никто не знал. И подобные явления докатываются и до нас, свидетельством чему стали и выше упомянутые задержания».

По его мнению, повод «беспокоиться» и у власти, и у граждан как раз имеется.

«Глава государства не зря обеспокоился. Ведь оружие из криминальной сферы может перейти в политическую, и когда оно выстрелит — никто не знает. И к радикальным оппозиционерам оно может попасть — вот этого надо опасаться», — добавил Тиханский.

Кстати, в украинских сводках информация о прорыве автомобиля через границу отсутствует. По мнению эксперта в области национальной безопасности Александра Тищенко, это вызывает еще большую тревогу. «Даже если этот джип не пересекал границу в пункте пропуска на украинском участке — еще меньше поводов для радости: дырки надо по флангам искать. Где-то он подбирал эту группу и забирал закладку, схрон где-то был», — отметил он.

Ну, а чуть ли не за несколько часов до начала Марша, агентство «Новороссия» сообщило, что «сотни украинских радикалов будут переброшены через Польшу и Литву в Белоруссию для участия в беспорядках на так называемый День Воли». Об этом якобы свидетельствала выложенная в интернет переписка замглавы МИД Украины Сергея Кислицы с народным депутатом от БПП Алексеем Гончаренко. А Кислица, как утверждали «новороссы», даже оказывал помощь в «снабжении оружием боевиков». Но надо полагать — обычная страшилка. Хотя и «страшная страшилка».

Что касается самой акции, то очень многие сравнили ее с событиями 2010 года после президентских выборов, позднее названных попыткой государственного переворота. Изначально власти разрешили это мероприятие на площади Бангалор, но представителей оппозиции предложенный формат не устроил, и они попытались собраться возле Академии наук. Но подход к данному месту оказался серьезно затруднен — станция метро не работала, наземный общественный транспорт также не останавливался. В итоге люди стали собираться на площади Якуба Коласа, что неподалеку. Сюда для «зачистки» был даже подогнан водомет. У тех, кто находился на месте событий, были проблемы с мобильной связью. Особо отчаянные в ответ на стук омоновских щитов хлопали, а одна молодая женщина встала на колени перед шеренгой ОМОНа и начала молиться. Не помогло. Жесткие массовые задержания происходили на всем протяжении проспекта Независимости, а также на площади Якуба Коласа, где митингующих взяли в кольцо.

Официальные белорусские СМИ об акции сообщали очень скупо, оппозиционные же утверждают, что задержано более 700 человек (после акции после президентских выборов 2010 года фигурировало число 639).

Среди задержанных было много представителей различных изданий, в том числе иностранных. Оппозиционные СМИ облетела новость об «издевательствах над британским журналистом». Ну, а наибольшая шумиха была вокруг задержания того самого Николая Статкевича, лидера «Белорусского национального конгресса». Пользователи Сети в течение трех дней «опасались за его жизнь», но утром 27 марта Радио Свобода сообщило о том, что г-н Статкевич находится дома.

Акции оппозиции 25—26 марта, разумеется, не привели к «смене правящего режима», к чему практически в открытую призывал портал «Хартия-97», однако, можно сказать, что своего — шумного резонанса — оппозиционеры добились. По словам главы европейской дипломатии Федерики Могерини, «события 25 марта станут ключевыми для выстраивания отношений ЕС с Беларусью». Amnesty International потребовала «срочного» освобождения всех задержанных.

Также было принято и специальное заявление БДИПЧ ОБСЕ. «После вчерашних событий и событий последних дней я снова призываю белорусские власти воздержаться от использования любой формы санкций или чрезмерной силы для подавления инакомыслия и законного права на свободу выражения мнений», — отмечается в заявлении директора Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Михаэля Георга Линка, опубликованном 26 марта. Он осудил «неоправданное применение силы со стороны белорусских властей против мирных демонстрантов в Минске и других городах страны».

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс не исключает, что страны Запада могут ввести новые санкции против Белоруссии, если там снова появятся политические заключенные. «Наш долг — принципиально и адекватно реагировать на ситуацию. К сожалению, эта реакция будет резкой. Если там снова появятся политические заключенные, то, без всяких сомнений, снова будет возврат к вопросу санкций», — заявил Линкявичус.

А в общем-то все ожидаемо. Не мытьем так катаньем из Лукашенко опять делают «последнего диктатора Европы», чьи «регалии», вроде бы, уже почти официально были переданы президенту Турции Эрдогану.

Герман Напольский