Posted 29 марта 2017,, 15:00

Published 29 марта 2017,, 15:00

Modified 30 марта, 23:46

Updated 30 марта, 23:46

Великобритания будет отрезана от Европы

29 марта 2017, 15:00
Начало процедуры «брекзита» уже создало проблемы для биржевиков, авиаперевозчиков и вновь заставляет Шотландию думать о независимости.
Сюжет
Brexit

Британский премьер Тереза Мэй официально запустила процесс выхода своей страны из Евросоюза, направив в Брюссель уведомление о соответствующем намерении. «Брекзит» пойдет по «жесткому» варианту. Это решение британские власти вынашивали полноценные девять месяцев с момента проведения референдума по вопросу о прекращении участия в общеевропейском интеграционном проекте. Однако эксперты говорят, что «ребенок» все равно получился недоношенный.

В соответствии с письмом Терезы Мэй, в течение ближайших двух лет (именно столько отводится Лиссабонским договором на выход из Европейского Союза стране, заявившей о таком желании), англичане намерены выйти из-под юрисдикции единой судебной системы ЕС, покинуть единый рынок и таможенный союз. Взамен в обозримом будущем британские власти намерены подписать с Евросоюзом соглашение о зоне свободной торговли.

Но вначале надо договориться об условиях «развода». Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер неоднократно говорил, что британцам придется заплатить за разрушаемые ими совместные проекты около 50 млрд евро. В Лондоне же оценивают свой потенциальный долг приблизительно в 3 млрд. Разница, очевидно, слишком велика, чтобы стороны легко договорились.

Евросоюз вообще демонстрирует, что готов всерьез встряхнуть британцев. Сигналы идут вполне однозначные. В день уведомления о намерении выйти из ЕС, британцы получили и первую «черную метку» из Брюсселя: Лондонской фондовой бирже отказано в слиянии с немецкой Deutsche Boerse (которая организует работу различных рынков ценных бумаг, включая Франкфуртскую фондовую биржу). И это только первый сигнал, ясно демонстрирующий намерение континентальных европейцев вступить в соперничество с британскими финансистами.

Весьма показательно также, что Евросоюз направил к британцам, пожалуй, самых «неудобных» переговорщиков. Отвечать за процесс «брекзита» со стороны Брюсселя будет бывший еврокомиссар, французский консерватор Мишель Барнье. А уж французы, в силу традиционной многовековой неприязни, постараются сделать этот процесс наименее комфортным для британцев.

Но финансово-экономическими дрязгами дело, конечно, не ограничится. Может, например, временно прекратится авиасообщение между Британскими островами и ЕС. У крупнейшего на настоящий момент европейского авиаперевозчика, бюджетной компании Ryanair, вызывает беспокойство тот факт, что британское правительство, похоже, не имеет плана «B», чтобы сохранить либерализованные воздушные связи с Европой вместо тех, которые предусматриваются нынешним режимом «Открытое небо», говорится в заявлении главы службы маркетинга авиакомпании Кенни Джейкобса.

Действительно, выход (вместе с расторжением других соглашений) из режима «Открытое неба» грозит британцам необходимостью согласовывать в течение как минимум нескольких месяцев перелеты с островов на континент.

Также не исключено, что потеряют британцы связь и со своими нынешними соседями по Соединенному Королевству. Так, жителям Северной Ирландии может показаться непривычным и раздражающим восстановление визового или, по крайней мере, полноценного паспортного пограничного режима.

Ну, а шотландцам уже вся эта история нравится все меньше и меньше. Уже можно сказать, что «брекзит» подтолкнул Шотландию к новым шагам по отделению от Великобритании. Прямо накануне отправки в Брюссель «прощального письма» Холируд (парламент Шотландии) поддержал идею проведения повторного референдума о независимости от Великобритании. Причем помимо крупнейшей в Холируде фракции Шотландской национальной партии, «за» проголосовали также «зеленые».

Таким образом, перед британцами уже сейчас стоит несколько трудноразрешимых проблем: сохранение территориальной целостности, восстановление или сохранение авиасообщения с ЕС, защита интересов британских банков и биржи, и все это в жесткие сроки, в которые еще надо успеть уложиться.

Иван Преображенский