Posted 3 апреля 2017,, 11:24

Published 3 апреля 2017,, 11:24

Modified 31 января, 14:40

Updated 31 января, 14:40

«Боевой атом» запретить нельзя?

3 апреля 2017, 11:24
Выработка в рамках ООН инициатив по принуждению ядерных держав к участию в обсуждении и разработке плана по ликвидации их смертельных арсеналов продолжалась более двух лет.

В штаб-квартире ООН в Нью-Йорке завершился первый раунд конференции по обсуждению положений будущей конвенции о всеобщем запрете ядерного оружия. В ней принимают участие более 115 государств, а также более 220 представителей неправительственных организаций. Председателем конференции избрана постоянный представитель Коста-Рики при ООН Элейн Уайт Гомес. Скандальный политический оттенок придает мероприятию отказ всех ядерных стран — официальных и неофициальных — от обсуждения проекта конвенции. О своем неучастии в конференции объявили также более сорока стран, не владеющих ядерным оружием. В основном, это государства ЕС, входящие в НАТО, а также Япония и некоторые другие.

К этой широкой антиядерной дискуссии на уровне ООН заинтересованные игроки на международной шахматной доске шли многие годы. За последнее время в самой Организации Объединенных Наций были приняты десятки резолюций, призывающих ядерные государства выполнить, наконец, положения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), касающиеся его сокращения и низведения до zero-уровня. Однако эти резолюции для стран, владеющих смертоносным оружием, всегда были как мертвому припарка. Но к лету прошлого года среди неядерных держав, требующих его запрета, накопилась, так сказать, критическая масса нетерпения. И в женевском офисе ООН на сессии «рабочей группы открытого состава» был рассмотрен и принят документ, предлагающий пути для полного ядерного разоружения и запрета этого оружия массового поражения (ОМП).

Интересно, что с инициативой безъядерного мира выступили Австрия, Бразилия, Венесуэла (Боливарианская Республика), Гана, Гватемала, Грузия, Ирландия, Кения, Коста-Рика, Лихтенштейн, Мальта, Маршалловы Острова, Мексика, Нигерия, Никарагуа, Панама, Перу, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Филиппины, Чили, Эквадор и Южная Африка. Как отмечают западные дипломаты, главную роль в антиядерной кампании играет Мексика. Для понимания важности этой инициативы достаточно сказать, что Конференция ООН по разоружению с 1996 г. пребывает в полном анабиозе, не выработав ни единого взаимоприемлемого предложения после заключения ДНЯО. Между тем, обстановка в мире накаляется, и наличие ядерного оружия еще больше усугубляет ее, ставя под вопрос выживание человечества в случае даже случайного (ошибка компьютера или человека) его использования.

Несмотря на то что около десятка ядерных держав игнорировали призывы к дискуссии из более чем сотни стран, процесс пошел: выработка инициатив по принуждению государств ядерного клуба к участию в обсуждении и разработке плана по ликвидации их атомного оружия продолжалась более двух лет. И в декабре прошлого года после рассмотрения документа рабочей группы Генеральная Ассамблея ООН одобрила решение о проведении конференции для «согласования юридически обязывающего документа о запрете ядерного оружия, который привел бы к полной ликвидации этого оружия». Тогда против него голосовали четыре из пяти «официальных» ядерных держав (Россия, Соединенное Королевство, США и Франция), а также Израиль. Китай и Индия воздержались. (Это притом что ранее Китай всегда поддерживал безъядерный статус мира.) Северная Корея, досаждающая уже несколько десятилетий своими ядерными испытаниями (зачастую они совпадают с исчерпанием запасов риса в стране), не участвовала в голосовании. Япония тоже не нажимала на кнопку, что наводит на вполне определенные размышления.

Нынешняя антиядерная конференция в ООН началась с публичного вручения ее председателю письма, подписанного более чем двумя тысячами ученых мира (среди них два десятка нобелевских лауреатов), которые призывают избавить мир от ядерной угрозы. Также к участникам конференции ООН с призывом добиться принятия всеобщей антиядерной конвенции обратилась японская Ассоциация выживших после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. За время бурной дискуссии от участников международной конференции поступили сотни предложений, касающихся запрета на разработку, производство, испытания, обладание, приобретение и использование ядерного оружия. Также обсуждаются вопросы, связанные с хранением, развертыванием и транспортировкой опасного ОМП.

Однако базовым для обсуждения, дополнения и улучшения будущей конвенции стал документ «открытой рабочей группы» ООН. В нем отмечается, что существует реальная угроза использования ядерного оружия, которая приведет мир к катастрофе. Указано также на очень медленный прогресс в деле ядерного разоружения. И в связи с этим отмечена крайне неудовлетворительная работа всей «разоруженческой машины» ООН, включая Комитет по разоружению, стагнирующий уже в течение десятилетий. (По сути, созданная ООН «открытая рабочая группа» является некой альтернативой этому Комитету. Однако интересно, что при этом он так и не был упразднен, что было бы, видимо, логично ввиду его несостоятельности.)

Как отмечается в проекте документа, «большинство государств высказались в поддержку начала переговоров на заседании Генеральной Ассамблеи в 2017 году, открытых для всех государств, международных организаций и гражданского общества, в результате которых был бы принят законодательно обязывающий документ, запрещающий ядерное оружие, определяющий общие запреты и обязанности, а также политические обязательства для достижения и поддержания мира, свободного от ядерного оружия». Предложение это дополнено конкретными мерами.

В документе рабочей группы указывается, что значительная часть государств, принимающих участие в выработке тактики по вовлечению ядерных стран в процесс разоружения, выступила за всеобъемлющую конвенцию по запрету ядерного оружия. При этом акцентируется, что начать можно с составления четкого и верифицирующего графика ядерного разоружения, которое приведет к его уничтожению.

Свои предложения представила также и аккредитованная при ООН и принимающая активное участие в работе влиятельная международная НПО «Базельский офис по мирному урегулированию». Они касаются самой серьезной головной боли антиядерщиков обеспечения участия ядерных государств в работе над запрещением ОМП. Главное заключается в требовании провести конференцию всех стран под эгидой ООН, чтобы проголосовать поправку к ДНЯО о запрете ядерного оружия. Понятно, что такая поправка должна иметь обязывающую силу. А иначе и ее может постигнуть судьба десятков антиядерных резолюций — в пользу, так сказать, бедных. В предложении «Базельского офиса» указывается, что «если одна треть государств-участников ДНЯО заявит о необходимости созвать такую конференцию, депозитарии ДНЯО (Россия, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты) по закону обязаны провести ее, пригласив все государства-участники Договора, чтобы обсудить предлагаемый запрет ядерного оружия». Наряду с выработкой специальной конвенции такой подход может быть более реалистичным и эффективным.

Представители некоторых ядерных стран выражают скептицизм относительно затеи по их, по сути, принуждению к разоружению. Например, еще осенью прошлого года директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД Российской Федерации Михаил Ульянов заявил журналистам, что «это во многом политико-пропагандистская акция». Еще более решительно и определенно высказалась недавно постоянный представитель США при ООН Никки Хейли: «Я не желаю чего-то большего, кроме того, чтобы моя семья жила в мире без ядерного оружия. Но мы должны быть реалистами. Есть здесь кто-то, кто верит, что Северная Корея согласится на отказ от ядерного оружия?» — задала она почти риторический вопрос. «Мы стоим здесь, объединенные тем, что однажды, как мы надеемся, мы выйдем и скажем, что не нуждаемся в ядерном оружии. Но сегодня, в это время, в ситуации, в которой мы находимся, у нас, к сожалению, нет возможности это сделать», — заявила Хейли журналистам перед открытием конференции.

Несмотря на симпатии к дипломатам и антиядерным активистам, взвалившим на себя неподъемную ношу освобождения мира от ядерной угрозы, сделать это в обозримом будущем практически невозможно. Даже если эта конвенция о всеобщем запрете ядерного оружия и будет проголосована и принята на Генеральной Ассамблее ООН в следующем, как запланировано, году. Вся проблема заключается в том, что нет у мировой общественности никаких рычагов влияния не только на разоружение ядерных держав, но даже и на их принуждение к участию в обсуждении проекта конвенции. Слишком много преференций дает ядерная боеголовка и слишком много разносторонних интересов у стран, обладающих атомным оружием, а также у тех, кто пока его не имеет, однако мечтает попасть в высшую лигу. При этом нелишне вспомнить, что «Утопия» Томаса Мора и «Город солнца» Томазо Кампанеллы столетиями греют многим сердца.

Алла Ярошинская