Posted 12 апреля 2017,, 21:57

Published 12 апреля 2017,, 21:57

Modified 30 марта, 23:36

Updated 30 марта, 23:36

Тиллерсон ничем не угрожал

12 апреля 2017, 21:57
Сергей Лавров предложил посланцу Трампа отринуть эмоции, не спешить с резкими действиями, обсудить все противоречия и начать, наконец, договариваться.

Москва протягивает руку Дональду Трампу, уверяя, что договориться все еще можно даже по самым острым вопросам. Судя по всему, ответ США на этот жест последует только после возвращения главы Госдепа в Вашингтон.

Совместная пресс-конференция главы Госдепартамента США Рекса Тиллерсона и иностранных дел РФ Сергея Лаврова по итогам переговоров в Москве по сути стала бенефисом главы российского внешнеполитического ведомства. Он подчеркнуто пытался занять наставническую позицию в отношении своего гораздо менее опытного коллеги — новичка в «большой дипломатии». Под конец, когда Лавров начал вновь и вновь повторять, что все нападки международного сообщества на Россию носят ангажированный характер, а у выдвигаемых против нашей страны обвинений нет ни малейших доказательств, его интонации и вовсе стали похожи на те, с которыми детей младшего возраста увещевают прекратить делать глупости и заняться уже, наконец, чем-нибудь полезным.

Лавров многословно комментировал чуть ли не каждое высказывание Тиллерсона, иногда едва ли не перебивая его. Бывший нефтяник, которого Дональд Трамп выбрал на роль американского дипломата номер один, выглядел куда менее активным и порой его высказывания были довольно туманными и неконкретными.

Однако, судя по словам, которые удалось услышать от Тиллерсона, речь вовсе не идет о том, что Лаврову или Владимиру Путину (встреча главы Госдепа с которым затянулась на два часа) удалось «перевербовать» посланца Дональда Трампа и обратить его в свою веру. Если Тиллерсон не бросался в атаку и не отстаивал свои позиции так настойчиво, как это пытался делать Лавров, это еще не значит, что новая американская администрация, пусть даже малоопытная во внешней политике и испытывающая серьезные проблемы во внутренней, может хоть по каким-то вопросам слепо пойти на поводу у Москвы.

И хотя прогнозы некоторых комментаторов насчет того, что Тиллерсон везет в Москву чуть ли не ультиматум, похоже, не оправдались, а его визит оказался скорее ознакомительным, по главным проблемам противоречия очевидны и снять их ничуть не удалось.

Сирия

США убеждены, что химическая атака в провинции Идлиб дело рук Башара Асада, поэтому их ответный ракетный удар по авиабазе Шайрат полностью оправдан. Россия говорит, что у нее нет ответа на вопрос, кто ответственен за «химический инцидент», но доказательства вины Асада выглядят неубедительными.

В связи с этим Лавров несколько раз повторил, что надо не поддаваться эмоциям и спешить с резкими действиями (в частности, с принятием резолюции Совбеза ООН, осуждающей Асада), а тщательно во всем разобраться. По его словам, необходимо действовать «на трезвую голову» и провести «беспристрастное международное независимое расследование».

Вместе с тем, несмотря на явное нежелание Вашингтона снизить накал эмоций (прямо перед началом переговоров Тиллерсона в Москве Дональд Трамп обозвал Асада «животным»), Москва готова на некоторые уступки, видимо, чтобы показать, как разумные люди ищут компромисс. В частности, Лавров заявил, что Россия готова отказаться от своего решения приостановить действие меморандума с США о предотвращении инцидентов в Сирии.

Судьба Башара Асада

«Режим Асада подходит к концу», — недвусмысленно заявил Тиллерсон. Он дал понять, что никто в мире больше не хочет иметь дело с нынешним сирийским президентом, так что Россия должна помочь Асаду «осознать эту реальность».

Лавров, неоднократно оговорившись, что Россия никого не хочет «ни обвинять, ни выгораживать» и что в Сирии она не делает персональную ставку на Асада или кого-либо еще, вместе с тем немедленную смену президента Сирии так и не поддержал. Аргументы Москвы тут известны: посмотрите, что стало с Ираком, Ливией и другими странами, где правящие режимы были свергнуты.

«Одержимость сменой диктаторов или авторитарных лидеров мы уже проходили», — отметил Лавров, попросив журналистов напомнить позитивные примеры такого рода, если они вообще существуют.

Россия настаивает, что путь к урегулированию в Сирии лежит только через переговоры. «Все сирийцы должны сесть, договориться и решить судьбу своей страны», — подчеркнул глава МИД РФ.

Правда, сам же Лавров рассказал, что Тиллерсона во время переговоров эти аргументы тронули мало, поскольку нового главу Госдепа исторические экскурсы интересуют не сильно и он предпочитает думать о том, как решать проблемы сегодняшнего дня.

Санкции против России

В ответ на вопрос журналистов о возможности усиления международного давления на Москву, Тиллерсон ответил, что вопрос о пересмотре санкций в ходе переговоров не обсуждался. Лавров тут же подхватил его слова, заметив, что «госсекретарь санкциями не угрожал, он вообще ничем сегодня не угрожал».

КНДР

Ядерная кнопка в руках Ким Чен Ына одинаково серьезно тревожит и Вашингтон, и Москву. Говоря об этой проблеме, оба главы дипломатических ведомств использовали одну и ту же формулировку: «денуклеаризация». Это значит, что с любимой атомной игрушкой северокорейскому лидеру придется расстаться. Вопрос лишь в том, как.

Лавров уверен, что для этого нужны «дипломатические и политические усилия». Тиллерсон со своей стороны и в адрес КНДР обошелся без открытых угроз. При этом, отвечая на прямой вопрос, зачем тогда к корейским берегам направлена ударная группа во главе с авианосцем «Карл Винсон», глава Госдепа сказал, что это «рутинные операции».

Украина

«Не считаю, что Россия и США находятся на непреодолимом расстоянии друг от друга по многим вопросам, включая Сирию и Украину», — сказал Лавров. Тиллерсон и тут спорить не стал. Единая позиция, подтвержденная на переговорах, — минские договоренности 2015 года должны выполняться.

Киберугроза и «русские хакеры»

Тиллерсон достаточно четко заявил, что возможное иностранное вмешательство в ход выборов в США «очень серьезный вопрос» для его страны и все это надо тщательно расследовать. Лавров же отметил, что «нет ни единого факта и даже намека на факты» относительно причастности России. «Дайте нам конкретные доказательства, и тогда мы будем готовы отвечать», — подчеркнул он.

Причины ссоры с Америкой

Много времени Сергей Лавров посвятил объяснению того, как же так получилось, что отношения России и США сейчас чуть ли не хуже, чем во времена «холодной войны».

Можно сформулировать его ответ в двух словах, точнее, даже в одном: Обама. Именно на администрацию бывшего президента США, от которой осталось «много мин замедленного действия», Лавров возложил ответственность за тот тяжелый кризис, в котором находятся двусторонние отношения.

При этом он прозрачно дал понять, что лично к Трампу претензий пока нет, и если он будет не только критиковать своего предшественника, но и действовать противоположным ему образом, то дела пойдут на лад. Хотя тут нельзя не отметить, что если фамилию Обамы Лавров произносил так часто, будто тот до сих пор сидит в Белом доме, то имя Трампа он старался вообще всуе почти не упоминать.

Кроме того, есть и еще враги, со стороны которых, по словам главы МИД РФ, «мы видим попытки помешать нашему сотрудничеству и обострить конфронтацию». В частности, как чуть позже упомянул Лавров, вернувшись к этой теме, негатив исходит от ряда членов Сената и Палаты представителей США.

Что в остатке?

Подводя итоги переговоров, Лавров сказал, что «часы потрачены не зря, мы теперь лучше понимаем друг друга». По его словам, «когда Москва и Вашингтон сотрудничают, выигрывают от этого не только наши народы, но и весь мир».

Что касается Тиллерсона, то он согласен с тем, что надо «восстановить доверие». «Две ядерные державы не могут находится в таких отношениях», — подчеркнул госсекретарь.

Более или менее конкретным итогом дипломатического дебюта Рекса Тиллерсона в Москве стало решение создать российско-американский рабочий орган, который должен провести аудит всех накопившихся проблем и сформулировать, кто, кем и почему недоволен. Видимо, по задумке, это поможет вдохнуть в отношения Москвы и Вашингтона новую жизнь.

Евгений Евдокимов