Posted 19 апреля 2017,, 12:44

Published 19 апреля 2017,, 12:44

Modified 30 марта, 23:32

Updated 30 марта, 23:32

Тереза Мэй раздражает Европу

19 апреля 2017, 12:44
Решение провести досрочные парламентские выборы в Великобритании стало неожиданностью для всех, кроме премьера, желающей сохранить власть до 2020 года.
Сюжет
Brexit

Лидер британских консерваторов Тереза Мэй объявила о назначении даты досрочных выборов. Они состоятся 8 июня, для чего уже 3 мая будет распущен нынешний состав нижней палаты парламента, который собирался проработать еще несколько лет.

Очевидно, что британские консерваторы таким образом хотят банально удержать власть. Раньше, как напоминают в один голос политические комментаторы, Мэй выступала категорически против досрочных выборов. Собственно, во многом благодаря этой позиции она и получила кресло премьер-министра.

Еще в марте 2017 года канцелярия главы британского правительства подтверждала, что ранее сделанные Мэй заявления об отказе от идеи досрочных выборов остаются в силе. Теперь же сама Тереза Мэй объясняет, что хочет получить всенародную поддержку для проведения в жизнь принятого на референдуме решения об отделения от Европейского Союза (Brexit). Сейчас она и ее министры в глазах многих — неполноценное правительство, сформированное по итогам внутрипартийного, а не всенародного голосования. Пройдя через парламентскую кампанию Мэй и ее соратники якобы рассчитывают получить достаточную легитимность, чтобы успешно провести Brexit.

«Когда я стала премьер-министром, то была уверена, что важнее всего для страны — стабильность и уверенность британцев в том, что я могу провести процедуру Brexit. Но когда дошло до начала реализации статьи 50 Лиссабонского договора (о выходе страны из ЕС, — „Росбалт“), стало понятно, что оппозиция намерена нам помешать», — пояснила Мэй свою позицию в интервью BBC. При этом она утверждает, что «досрочные выборы позволят обеспечить стабильность».

Комментаторы, однако, считают, что консерваторы лукавят, подводя под свое решение идеологическую базу. Нетрудно заметить, что Мэй объявила о намерении провести досрочные парламентские выборы в момент наивысшей популярности правящей Консервативной партии. В частности, по данным опубликованного накануне опроса, проведенного службой YouGov, только за последнюю неделю консерваторы на 2% усилили свои позиции — сейчас им доверяют 44% британцев. В то же время рейтинг их конкурентов лейбористов (которые также выступают главными противниками выхода из ЕС) снизился на те же 2% — до 23%.

При этом консерваторы откровенно демонстрируют намерение уйти от публичных дискуссий со своими оппонентами и постараться любыми средствами не растерять тот уровень общественной поддержки, который они сейчас имеют. В частности, Тереза Мэй заявила, что ее партия не станет участвовать в теледебатах. «Я верю в кампании, в ходе которых политики выходят и встречаются с избирателями», — сказала она. И хотя даже сами результаты референдума по Brexit свидетельствуют о том, что на ее стороне отнюдь не все британцы, Мэй гордо заявляет, что «общественность хочет, чтобы мы осуществили выход из Евросоюза и построили в будущем более сильную Великобританию».

Из числа зарубежных лидеров идею Терезы Мэй о проведении досрочных парламентских выборов открыто поддержал пока только американский президент Дональд Трамп, который позвонил ей практически сразу же после обнародования этого решения. В Европе скорее раздражены. Не говоря уже о слишком откровенном политическом прагматизме Мэй, достаточно того, что британское правительство добавляет неустойчивости в общеевропейские политически и экономические процессы.

Теперь можно сказать, что выборы в Европе в 2017 году будут идти практически без перерыва. В апреле — начале мая президента выбирает Франция. Затем, в июне, парламентские выборы в Великобритании, а за ними — парламентские опять во Франции. В сентябре Бундестаг, а значит и правительство во главе с новым федеральным канцлером, выбирает Германия. Затем пройдут парламентские выборы в небольшой, но довольно значимой для Центральной Европы Чехии. А в начале 2018 года ожидаются досрочные парламентские выборы в Италии и всенародные выборы президента все той же Чехии. И это еще не полный список.

Естественно, что такая череда выборов создает разнообразные политические и экономические риски для и без того не слишком стабильного в последние годы Европейского Союза. Поэтому на заявление Мэй позитивно отреагировал только британский фунт, для которого Brexit — это хороший шанс продолжить рост. Мировые же биржи на новостях из Великобритании пошли вниз. И ясно, что для Терезы Мэй это не последняя возможность создавать «плохие новости» для мировой экономики — до июня времени еще немало.

Иван Преображенский