Posted 21 апреля 2017,, 14:56

Published 21 апреля 2017,, 14:56

Modified 31 января, 14:58

Updated 31 января, 14:58

Францию ждет дуэль Макрона и Ле Пен

21 апреля 2017, 14:56
Теракт в Париже, который произошел накануне президентских выборов, вряд ли сильно изменит настроения избирателей, считает политолог Игорь Бунин.

За два дня до первого тура президентских выборов, который состоится в воскресенье, 23 апреля, во Франции на победу всерьез претендуют сразу четыре кандидата. Первый — левоцентрист Эммануэль Макрон, выступающий за укрепление Евросоюза и продолжение политики толерантности по отношению к мигрантам. Второй — лидер крайне правого «Национального фронта» Марин Ле Пен, ратующая за выход Франции из ЕС, жесткую антимигрантскую политику и снятие санкций с России. Третий — правый республиканец Франсуа Фийон, чьи взгляды близки к взглядам Ле Пен. Четвертый — «левый» Жан-Люк Меланшон, внешнеполитические предпочтения которого почти неотличимы его правых конкурентов.

После теракта в Париже, который произошел всего за два дня до первого тура выборов, сразу же появились предположения, что он внесет коррективы в результаты голосования. Однако насколько существенные — пока сказать сложно, в связи с тем, что последние опросы общественного мнения были проведены в стране еще до этой атаки.

О том насколько этот теракт повлияет на окончательное решение французского избирателя, о предвыборных раскладах и прогнозах накануне голосования, обозревателю «Росбалта» рассказал президент фонда «Центр политических технологий», специалист по французской политической системе Игорь Бунин.

— Ваш прогноз в преддверии первого тура президентских выборов во Франции? Кто выйдет во второй тур, назначенный на 7 мая?

— Пока опросы всех социологических институтов Франции, а их одиннадцать, говорят о том, что во второй тур выходят Эммануэль Макрон и Марин Ле Пен, а окончательный результат будет примерно 60% на 40% в пользу Макрона.

По данным, полученным буквально в день теракта, сейчас лидирует Макрон с 24% голосов, за ним с 22,5% располагается мадам Ле Пен. У нее поддержка избирателей сейчас идет вниз, а у Макрона сохраняется на одном уровне. 20,5% у правого кандидата Франсуа Фийона, за ним с результатом примерно 18,5% идет Меланшон.

Прогнозируется, что абсентеизм (уклонение избирателей от участия в голосовании) на этих выборах будет очень высоким, на уровне выборов 2002 года, когда на избирательные участки не пришли больше 20% французов, что для президентских выборов во Франции очень много. Второй момент — это то, что около 25% избирателей сегодня не уверены, что проголосуют за тех кандидатов, которых они уже выбрали.

— Может ли оказаться во втором туре Меланшон, который довольно неожиданно некоторое время даже лидировал по опросам?

— Меланшон не может выйти во второй тур. У него сейчас 18,5%, за последнее время он поднялся на 7 процентных пунктов, но это, по-видимому, его предел. Скорее всего, дальше он даже потеряет. Также было и на выборах 2012 года, когда он поднимался вверх, а за несколько дней до голосования растерял поддержку. Фийон за последнее время также растерял примерно 4-5% голосов, которые могли бы гарантировать его выход во второй тур. Ему очень сложно остановить это падение.

Поэтому, с моей точки зрения, во второй тур выходит пара Макрон — Ле Пен и Макрон во втором туре становится президентом.

— Насколько можно доверять нынешним опросам, учитывая, что они не предсказали ни победу Трампа в США, ни результат референдума по Brexit?

— Это не совсем так. Во-первых, опросы в США накануне выборов предсказали победу Хиллари Клинтон и она действительно победила во всеобщем голосовании. Она проиграла в голосовании коллегии выборщиков, поскольку не учла настроений в некоторых штатах, именно это ее погубило прежде всего. Трамп бил точно по отдельным категориям избирателей. Например, во Флориде он мобилизовал кубинцев, которые ненавидели однопартийца Клинтон — президента Барака Обаму за то, что он восстановил хорошие отношения США с нынешним режимом на Кубе. И так далее.

Что касается Brexit, то там часть британского электората отошла от сторонников сохранения членства в Евросоюзе в последний момент. И этот момент социологи не учли.

Но вернемся к предстоящим выборам во Франции. Согласно исследованию, в котором было опрошено 11 тысяч человек, выясняется, что у каждого кандидата есть минимальный и максимальный электорат. Так вот, например, у того же Фийона максимальный электорат 21%. Это означает, что он может пройти с таким результатом во второй тур если у остальных претендентов будет резкое понижение рейтингов. Но пока все опросы говорят о выходе во второй круг Макрона и Ле Пен.

— А каков электорат Ле Пен?

— Ее поддерживают все группы населения, так или иначе оторванные от центра. Чем дальше вы от центра или от железной дороги, тем чаще голосуете за мадам Ле Пен, даже если рядом нет никаких арабов. Чем более вы мобильны, чем чаще ездите за границу, чем ближе вы к центрам смешения рас и национальностей, тем вы дальше от Ле Пен. Чем в более глухом месте вы живете, тем чаще голосуете за лидера «Национального фронта».

— Согласно одному из последних опросов, за несколько дней перед голосованием высоко число неопределившихся с выбором — 28%. Как это может повлиять на итоговый результат в первом туре?

— Да, это может полностью изменить ситуацию и привести к тому, что за Фийона, скажем, проголосует не 20%, а 22%, а за Макрона — 21%. В результате во втором туре окажется Фийон. Проблема проста. Макрон — относительно новый человек. Он в некотором роде антисистемный кандидат, не принадлежит ни к одной традиционной партии, молодой, оптимистичный. С другой стороны, у него нет четкой системы ценностей и поэтому за него тяжело голосовать, он все время маневрирует, то чуть влево, то чуть вправо. До недавнего времени только 33% его избирателей были уверены, что проголосуют за него, но сейчас эта цифра поднялась до 70%.

— Насколько атака террористов в Париже может повлиять на настроения французского избирателя?

— На выборах 2012 года тоже были теракты, и на их результат они не повлияли. Ситуация такова, что Макрон выходит во второй тур практически неизбежно.

— То есть вы исключаете, что общественное мнение после этого сильно качнется в пользу Ле Пен или Фийона?

— Если и качнется, то на 1-2 процентных пункта. Будет достаточно странно, если два правых кандидата — и Ле Пен, и Фийон выйдут во второй тур. Левые избиратели очень хотят, чтобы этой пары во втором туре не было. Будет, скорее всего, так называемое «полезное голосование», направленное против этих кандидатов. А для этого надо голосовать за Макрона. Сейчас 41% избирателей считают, что надо не допустить дуэли Ле Пен и Фийона, поэтому будут голосовать или за Меланшона, или за Макрона.

Беседовал Александр Желенин