Posted 22 апреля 2017,, 09:00

Published 22 апреля 2017,, 09:00

Modified 31 января, 14:58

Updated 31 января, 14:58

«Оккупант» — понятие относительное»

22 апреля 2017, 09:00
Разговоры о том, что пусть Саддам Хусейн и был жесток, зато он сдерживал исламистов, неверны, полагает эксперт по Ближнему Востоку Михаил Магид.

В связи с ростом военной активности США, в частности, на Ближнем Востоке, про американские войска в Сирии и Ираке все чаще говорят, что они «оккупанты». Однако ситуация в регионе и его история настолько сложны, что не стоит представлять дело так, будто семья Асадов или Саддам Хусейн всегда воспринимались всем населением Сирии и Ирака как законные легитимные правители, а американцы — только как захватчики, отмечает эксперт по Ближнему Востоку Михаил Магид.

— Сейчас вновь заговорили об американской оккупации, американском вмешательстве в Ирак и Сирию. Согласны ли вы с такими формулировками?

— Когда говорят подобным образом, то забывают, что это если и правда, то только наполовину. Например, в Ираке диктатор Саддам Хуссейн правил, опираясь на суннитский тикритский клан, на выходцев со своей малой родины. Верхушка режима состояла преимущественно из них — из суннитов-арабов. Из них (преимущественно) была создана и Республиканская гвардия, элитные части, которые стояли за спиной остальной армии и расстреливали дезертиров. Из суннитов-арабов в треугольнике Тикрит-Рамади-Фалуджа (иногда «суннитским треугольником» также называют район Рамади-Багдад-Тикрит) — укомплектовывались бюрократия, спецслужбы, военная верхушка.

В то же время, основную массу довоенного населения Ирака составляли угнетенные этно-конфессиональные общности — шииты (60% населения) и курды (20% населения). Саддам массово убивал шиитов и курдов, сопротивлявшихся ему. Чего стоит только применение Саддамом химического орудия в Халабдже против курдов! Газовая атака в этом городе 16—17 марта 1988 года унесла до пяти тысяч жизней.

В 1991 году Саддам подавил массовые восстания угнетенного большинства — шиитов Басры, а также курдов и арабов Севера, где против него восстали города Киркук, Сулемания и Эрбиль. Кстати, участники этого восстания не были националистами или сепаратистами. Они требовали рабочего самоуправления на фабриках, местной автономии, равных прав для всех национальностей (изучение в школах курдского языка, наряду с арабским), равенства женщин в правах. Квалифицированные рабочие и специалисты, фермеры и ремесленники, арабы и курды, шииты и сунниты, христиане и атеисты приняли участие в этом гигантском народном движении. В ответ тысячи людей были убиты Саддамом или брошены в тюрьмы, многие стали беженцами.

Восстание в Иракском Курдистане в 1991 году было социально-революционным движением, основанным на принципах прямого действия и рабочего самоуправления на производстве. И оно было раздавлено Саддамом, залито кровью.

После всего случившегося, многие в Ираке восприняли американскую армию вторжения как освободителей. Шииты встречали американских солдат, сбрасывая статуи Саддама, курды поставили памятник Джорджу Бушу, и он стоит до сих пор, потому что для многих курдов Ирака диктатор Саддам — обычный фашист, травивший их газом, и оккупант, а американцы, плохи они или хороши, — освободители.

— На это часто возражают, что, дескать, хоть Саддам и был жесток, но он противостоял исламистам…

— Это неверно. Запрещенное в России и многих других странах «Исламское государство» было создано и пользовалось некоторым (вряд ли большим) доверием среди меньшинства, арабов-суннитов в их «треугольнике». ИГ стало плодом союза членов контрразведки и военной верхушки Саддама и джихадистов. Около половина руководства ИГ — бывшие офицеры Саддама. Поэтому неверно говорить, что бывший иракский диктатор их сдерживал. Как раз наоборот — ИГ, точнее его верхушка, состоит в значительной степени из саддамовских чиновников и офицеров.

При этом стоит отметить, что для многих иракцев тикритский клан Саддама — это оккупанты, равно как для сирийцев оккупанты — алавитский клан Асада. Ведь Башар Асад, президент Сирии, принадлежит к религиозной секте алавитов, члены которой занимали большинство позиций в руководстве армии и службы безопасности его страны. Алавитов лишь около 10% населения Сирии (причем большинство — это очень бедные люди, которые не извлекали выгод из того, что их единоверцы составили верхушку режима). В Сирии фактически была установлена абсолютная монархия, власть передавалась от отца к сыну — диктатор Хафез Асад передал власть своему сыну Башару. По данным экспертов Financial Times, семья Асада контролировала до половины сирийского бюджета.

При этом Асад угнетал курдов (около 10% населения Сирии), которые были лишены школ и образования на родном языке, туркоманов, а так же арабов-суннитов (уже хотя бы потому, что они были лишены возможности выбирать собственных руководителей и целиком зависели от правящего алавитского клана).

— То есть можно сказать, что для многих сирийцев оккупационным является как раз правительство Асада?

— Да, для большинства народов Сирии, для курдов, арабов-суннитов, туркоманов, Асад и его сторонники, религиозные фундаменталисты-радикалы из шиитской ветви ислама (иранские подразделения Корпуса Стражей исламской революции (КСИР), ливанская «Хизбалла», ополчение иракских шиитов и афганских шиитов-хазарейцев) — это как раз и есть обычные оккупанты. Те же курды Сирии получают массивную военную помощь от Соединенных Штатов, которые являются в данный момент их важнейшим военным союзником.

Сказанное не означает, что американцы — белые и пушистые. Например, в Ираке армия США причинила большой ущерб мирному населению в ходе боевых действий и подавления суннитских и шиитских партизан, а американская тюрьма «Абу-Грейб» прославилась пытками над заключенными.

Однако реальная ситуация в регионе весьма сложна, поэтому не стоит представлять дело так, будто Асад или Саддам воспринимались населением как законные легитимные правители, а американцы — как оккупанты. Люди в этих странах, в зависимости от своего происхождения, воспринимают тех и других совсем по-разному.

Беседовал Александр Желенин