Posted 24 апреля 2017,, 14:02

Published 24 апреля 2017,, 14:02

Modified 31 января, 14:59

Updated 31 января, 14:59

Крах надежд на победу Ле Пен

24 апреля 2017, 14:02
«Самые непредсказуемые», как говорили многие политологи, выборы в современной истории Франции все же не преподнесли сюрпризов.

Во втором туре выборов президента Франции 7 мая встретятся бывший министр экономики центрист Эмманюэль Макрон и лидер крайне правого «Национального фронта» Марин Ле Пен. Судя по опросам, эта встреча закончится со счетом 65:35 в пользу Макрона — сторонника европейской интеграции и евроатлантической солидарности.

Вплоть до вечера воскресенья многочисленные наблюдатели твердили, что исход первого тура совершенно невозможно предсказать и уж тем более нельзя предвидеть, кто будет избран 7 мая. Разрыв между четырьмя основными кандидатами действительно был незначительный, а треть избирателей до последнего момента не сообщала о своих предпочтениях. Скачки в рейтингах нескольких политиков на протяжении избирательной кампании, сопровождавшейся многочисленными скандалами, вынуждали говорить о переменчивости настроений избирателей и неактуальности аналитических схем. К концу гонки все чаще обсуждали возможность выхода во второй тур крайне правой Ле Пен и крайне левого Жан-Люка Меланшона, у которого был, пожалуй, самый эффектный взлет популярности.

Пока спорили, слаще ли хрен редьки и какой популизм для Европы страшнее, поступили и результаты первого тура. Как и предсказывали социологи, во второй тур вышли Ле Пен (21,53%) и Макрон (23,75%), который в итоге и станет новым хозяином Елисейского дворца. Исследования показывают, что он может получить 60-65% голосов. Часть политиков (как правых, так и левых взглядов) уже призвали своих избирателей отдать голоса Макрону. «Национальный фронт» все еще верит в победу своего кандидата 7 мая, хотя по сути этот вопрос закрыт, и кандидаты уже ведут новую кампанию. В июне предстоят парламентские выборы, на которых у антиевропейской и антииммигрантской программы Ле Пен может быть больше сторонников.

«Ни левый, ни правый»

Выход на первый план 39-летнего Эмманюэля Макрона стал одним из сюрпризов нынешней кампании. Вначале многие говорили, что он обречен на поражение из-за своего двусмысленного позиционирования — ни правый, ни левый. Покинув правительство и ряды Социалистической партии, Макорон создал собственное движение «En marche!» («Вперед!») и претендует на объединение всех прогрессивных сил.

В качестве кандидата в президенты он обещал провести реформы образования и рынка труда, модернизировать экономику. Он хочет сэкономить в ближайшие пять лет 60 млрд евро, сократив 120 тысяч чиновников, планирует изменения в налоговой сфере и создание 4-5 тысяч рабочих мест в школах и 10 тысяч — в полиции. Макрон планирует уменьшить на треть число парламентариев и запретить им избираться более трех сроков подряд. Планы будущего президента разнообразны: от обязательной службы в армии сроком в один месяц до запрета на использование мобильных телефонов в колледжах. Что касается европейских дел, Макрон выступает за сохранение шенгенских соглашений, создание общей системы разведки и общеевропейской полиции.

И хотя пока рано говорить о его внешней политике, точек соприкосновения с Москвой — за исключением восприятия «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ) в качестве угрозы, почти нет. Расхождения очевидны как во взглядах на ситуацию вокруг Украины, так и на сирийский кризис и судьбу президента Асада.

Макрон выражал недовольство тем, что сирийским вопросом фактически занимаются Россия и Иран. Вроде бы он не намерен сразу поднимать вопрос Крыма и рассчитывает на коллективные усилия по снижению напряженности вокруг Украины. Макрон против одностороннего снятия санкций с России, но при этом отдает себе отчет, что ряд международных вопросов, включая Сирию, требуют диалога с Москвой.

Не удивительно, что с такими подходами Макрон стал главным объектом критики российских государственных СМИ, высмеивающих его семейную жизнь и считающих заведомо провальным его будущий курс, который якобы не будет отличаться от нынешней непопулярной политики правительства.

«Макрон лидировал в первом туре президентских выборов — какая неудача для руки Кремля! Как же агенты Кремля, обученные лучшими специалистами КГБ, не смогли украсть голоса французов и позволили Макрону выиграть? Виновные в этом отправятся в ГУЛАГ!», — вот один из таких комментариев, к которым сам Макрон, похоже, относится философски.

Будущий президент говорил во время компании, что подобные СМИ распространяют о нем лживые сообщения. Его сайт подвергался атакам, что усиливало опасения по поводу российского вмешательства. Тем более что все еще на слуху тема влияния на американские выборы, поддержки Brexit и евроскептиков в Нидерландах, Германии и т. д. Российскую внешнюю политику все чаще увязывают с продвижением антилиберальных сил с целью «вбить клин» между западными демократическими странами. И Макрон скорее среди тех, кто придерживается подобных взглядов на российский курс.

Как бы то ни было, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил сегодня об уважении выбора французских избирателей и сообщил о готовности выстраивать «добрые взаимовыгодные отношения». Иными словами, задел на этом направлении уже есть.

Исторический рекорд Ле Пен

В России с особым интересом ждали результатов французских выборов: Кремль открыто поставил на Ле Пен. И хотя опросы изначально показывали, что она проигрывает во втором туре при любом раскладе, в российском информационном потоке преобладал акцент на неизвестность и сюрпризы.

Российский выбор в пользу лидера националистов некоторые наблюдатели считают вынужденным. Дескать, Москве был бы удобнее бывший премьер Франсуа Фийон — невраждебный по отношению к России и куда более политкорректный, однако скандалы обрушили его рейтинг. Владимир Путин дважды принимал Фийона уже после его ухода с премьерского поста, не считая его участия в Валдайском форуме, где он выступал за отмену краткосрочных виз и тесное сотрудничество с Россией, обмениваясь комплиментами с российским президентом.

Утрата Фийоном шансов на избрание открыла путь в Кремль для мадам Ле Пен. С этой поддержкой или без нее, ей удалось установить на выборах новый рекорд популярности.

Путин относит Ле Пен к «быстроразвивающемуся спектру европейских политических сил». Речь идет, напомним, о силах, делающих ставку на национализм и страхи перед миграционными потоками, ростом преступности и утратой части суверенитета в пользу Евросоюза. Ле Пен среди самых известных политиков, заявляющих о поддержке российского курса. Ее прием в Кремле дал Путину возможность напомнить как о своих взглядах на Европу, так и о своем праве общаться с любым политиком, с которым пожелает.

Впрочем, к другим деятелям у российского руководства не было особого интереса, хотя ту или иную степень симпатии к России французская пресса обнаружила у 7 из 11 кандидатов. Наблюдатели отмечают, что трое из четырех лидеров, набравшие в общей сложности более 60% голосов, при всей разнице их политических взглядов, выступают за сближение с Москвой и смягчение санкций. Учтут ли это в Елисейском дворце, пока не известно. Но в любом случае у России появился новый повод задуматься о том, есть ли у нее привлекательные идеи для европейской публики, помимо распространения антизападной риторики и консервативных ценностей.

Юлия Петровская