Posted 26 апреля 2017,, 09:00

Published 26 апреля 2017,, 09:00

Modified 31 января, 15:01

Updated 31 января, 15:01

Кто не едет в Островец

26 апреля 2017, 09:00
В годовщину аварии в Чернобыле в Белоруссии накаляются страсти. Оппозиция поминает погибших, а власти стараются про них не говорить, так как сами строят АЭС в «опасном» районе.

Корреспондент «Росбалта» побывал 18 апреля на круглом столе «зеленых», после чего пообщался и со «сторонниками строительства АЭС на зарплате» — ответственными чиновниками. При этом если белорусские «зеленые» были максимально открыты для общения, то госчиновники согласились разговаривать только при условии, что их имена в тексте упомянуты не будут.
В результате пришлось признать: при независимом взгляде на вопрос аргументы противников БелАЭС оказываются намного более весомыми, чем доводы ее сторонников.

Проблемная стройка и российский интерес

Сегодня строительство БелАЭС отстает от графика, в том числе из-за нехватки персонала. Квалифицированные кадры покидают площадку из-за значительного снижения зарплат — в среднем в два раза. Об этом говорится, кстати, в бюллетене Счетной палаты Российской Федерации. Белорусские власти пытаются компенсировать нехватку рабочих рук, отправляя на строительство АЭС студенческие стройотряды. Но качество их работы известно всякому, кто сталкивался с этим явлением во времена СССР.

Другая проблема — регулярные инциденты с корпусом реактора первого энергоблока. Сперва его уронили при установке: 330-тонный агрегат упал с высоты нескольких метров. Происшествие скрывали несколько недель, но информация все равно попала в прессу, вызвав большой скандал. Тогда власти уступили и надавили на «Росатом», чтобы он заменил поврежденный корпус. Однако новый, присланный на замену, тоже стукнули — при перевозке по железной дороге (его везли без защитного кожуха). Сейчас его судьба до конца неизвестна.

Вопросы вызывает и безопасность генераторов российского производства. Белорусская АЭС в Островце строится по тому же проекту, что и Нововоронежская. В ноябре 2016-го 6-й энергоблок Нововоронежской АЭС был отключен от сети из-за отказа электрического генератора — он проработал на номинальной мощности всего две недели. Подробности сообщило издание «Блокнот Воронеж»: «Отключению ночью с 10 на 11 ноября энергоблока № 6 предшествовал взрыв, который разворотил турбинный цех. На шестом блоке в турбинном цехе сгорел генератор, который не подлежит восстановлению. Также взорвался трансформатор, погорела электрика». После этого в «Росатоме» заявили, что на БелАЭС сперва установят аналогичные генераторы, — а потом прямо на месте их модернизируют.

Наконец, белорусское общество тревожит то, что реакторы для БелАЭС делают люди, которые этим никогда не занимались. Под белорусский заказ в России с нуля было создано новое производство ядерного оборудования под известной маркой. Об этом рассказал телеканал «Белсат», который провел собственное расследование.

По его данным, официально производитель белорусского реактора — «ВолгодонскАтоммаш» — был крупнейшим в СССР предприятием атомного энергетического машиностроения. Но нынешний «ВолгодонскАтоммаш» и советский имеют мало общего, их объединяет только название и местонахождение. Завод был построен в 1978 году специально для производства ядерного оборудования. Но в 90-х обанкротился и был приватизирован. Новый собственник распродал оборудование, а здание сдал в аренду предприятиям, ни одно из которых не имело отношения к ядерной энергетике.

Под белорусский заказ «Росатом» выкупил здание бывшего «Атоммаша», дал ему прежнее имя и с нуля создал там новое производство. Минск взамен получил возможность рассчитываться в российских рублях, что, с учетом местной девальвации, сделало проект заметно более дешевым. Как сообщает на своем сайте «Атоммаш», корпус реактора для БелАЭС стал первым, который он произвел за последние 30 лет. Других клиентов на свои реакторы «Атоммаш» так пока и не нашел даже в России.

Немного о БелАЭС

Белорусская АЭС (также называют «Островецкая АЭС») строится в Гродненской области в 18 километрах от городка Островец и в 50 км от столицы Литвы — Вильнюса. Станция будет состоять из двух энергоблоков суммарной мощностью до 2400 МВт. Ввод в эксплуатацию блока № 1 запланирован на 2019 год, второго — на 2020-й. АЭС строится по тому же проекту, что и Нововоронежская («АЭС-2006»): на ней также будет использоваться реактор типа ВВЭР-1200. Главный подрядчик — российская компания «Атомстройэкспорт».

При этом Белоруссия — это страна, наиболее сильно пострадавшая от аварии в Чернобыле в 1986 году. До сих пор часть территории на юге непригодна для проживания и имеет статус закрытой зоны; также 1/5 белорусских земель настолько загрязнена радионуклидами, что не может использоваться для земледелия. В республике до сих пор действует густая сеть радиационного контроля.

Белорусский президент за последнее десятилетие сделал многое, чтобы стереть память о Чернобыле. В частности, льготы «чернобыльцам» (ликвидаторам аварии и жителям пострадавших от радиоактивного загрязнения территорий) давно отменены распоряжением Лукашенко (в России и Украине они действуют).

Аргументы властей

Они просты: дешевая электроэнергия, намного меньшая зависимость от российского газа, техническое развитие страны. Сегодня Белоруссия потребляет 21 млрд куб. м газа в год, что обходится примерно в $2 млрд. Строительство АЭС, по расчетам ученых, позволит сократить потребление газа на 3-3,5 млрд кубометров. Экономия составит $250-300 млн в год.

При этом когда принималось решение о строительстве, его лоббисты рассчитывали на возможность экспорта электроэнергии с БелАЭС в Прибалтику и Польшу. Тогда никто не ожидал, что эти планы сорвутся уже в начале 2017-го.

Аргументы противников АЭС

Строительство БелАЭС идет на площадке, которая более 20 лет назад была забракована учеными Академии наук из-за того, что там пересекаются разломы земной коры. Здесь в 1908 году произошло землетрясение, оцененное в 7 баллов по шкале Рихтера, в историю оно вошло как Гудогайское землетрясение. «Именно эта самая опасная и непригодная площадка — Островецкая — и стала местом строительства АЭС. … Но на этой площадке в принципе ничего более ответственного, чем, например, свинокомплекс, строить категорически нельзя», — сказал «Росбалту» физик, доктор технических наук, профессор Георгий Лепин.

«Эта стройка идет с нарушениями с самого начала. Даже подготовительные работы проводились без соответствующего проекта. Такой пример: на некоторых участках подземная коммуникация заливается водой. Долгое время ее откачивали насосами, но вода все равно прибывала. И не нашли лучшего способа, как отвести ее в какую-то яму. Это свидетельствует о нестабильном фундаменте и о том, что не были проведены исследования этой территории», — объясняет Николай Уласевич, эксперт и активист белорусского антиядерного движения.

Недавно стало известно, что атомная станция строится рядом со старыми могильниками, в которых захоронен умерший от сибирской язвы скот. Одно из захоронений оказалось у самого края строительной площадки, где происходят огромные выемки и перемещение грунта, за которым следует изменения потоков грунтовых вод. Есть вероятность, что в результате работ так изменится движение грунтовых вод, что споры из могильников попадут в скважины для питьевой воды.

Начальник Сморгонской ветеринарной инспекции Евгений Чирица, который курирует Островецкий район, подтвердил информагентству БелаПАН, что на территории района есть два захоронения сибирской язвы. Он затруднился ответить на вопрос, на каком расстоянии находятся могильники от строящейся АЭС, однако признал, что это «совсем рядом». А по закону, в санитарно-защитной зоне почвенных очагов сибирской язвы не разрешается производство никаких работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, последующим затоплением и т. д.

Экономические аргументы сторонников строительства тоже спорны. Еще в 2006 году в Академии наук была создана рабочая группа, которая должна была подготовить экономическое обоснование строительства АЭС. Но оно не появилось до сих пор — хотя строительство уже преодолело свой «экватор».

При этом многие экономисты доказывают, что после запуска БелАЭС электроэнергия для белорусов, наоборот, подорожает, причем в три раза. В цену на электричество будет включена «инвестиционная составляющая», то есть средства для возврата российского кредита. Придется также оплачивать сооружение электрокотельных, покупку электроплит, строительство новых ЛЭП, обеспечение безопасности АЭС (возле нее уже создана новая военная база). Наконец, огромные средства из бюджета будут уходить на обращение с радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом БелАЭС. Оплачивать это также будут потребители.

Еще один опровергнутый аргумент — независимость от поставок газа из России. Если газ и нефть Белоруссия может закупать у любого зарубежного поставщика (просто у России намного дешевле), то урановые тепловыделяющие элементы (ТВЭЛы) для реакторов БелАЭС может поставлять только «Росатом» и больше никто. Получается, что с вводом АЭС зависимость от России не снизится, а вырастет.

Денис Лавникевич, Минск