Posted 3 мая 2017,, 15:14

Published 3 мая 2017,, 15:14

Modified 30 марта, 23:24

Updated 30 марта, 23:24

Земан забирает себе все

3 мая 2017, 15:14
Обвинения в махинациях и уклонении от уплаты налогов, выдвинутые в адрес вице-премьера, привели к острому политическому кризису в Чехии.

В четверг, 4 мая, премьер-министр Чехии Богуслав Соботка официально обратится к президенту страны Милошу Земану с прошением об отставке. Если оно будет удовлетворено, Чехия окажется в состоянии политического кризиса, который, скорее всего, затянется до конца октября. В конце этого месяца в республике назначены очередные парламентские выборы, по итогам которых только и может быть сформировано новое полностью легитимное правительство, главой которого должен стать лидер партии-победительницы. Однако что делать до осени не вполне ясно, и согласия между чешскими парламентариями пока нет. Президент же пока отмалчивается, не желая раскрывать карты, поскольку нынешняя ситуация может позволить ему взять власть в стране в свои руки и удерживать как минимум до конца октября.

Российскому читателю разобраться в хитросплетениях чешской политики достаточно сложно. За годы правления Владимира Путина россияне привыкли, что речь идет об одном лидере и фактически подчиненной ему правящей партии. Ну, а оппозиция — это либо парламентские партии, которые этого лидера в целом поддерживают и не очень ясно, о чем спорят между собой, либо же условный Алексей Навальный, который не имеет шансов преодолеть административные барьеры и куда-то избраться.

В Чехии, которая является парламентской республикой, все заметно сложнее. Главой государства формально является президент. Сейчас этот пост занимает Милош Земан, которого очень любят в России за лояльные Кремлю внешнеполитические заявления. Однако у президента в Чехии в основном представительские функции, а основная власть — у правительства. Его формируют по итогам парламентских выборов политические партии, чаще всего несколько.

Например, в правящую коалицию, которая сейчас разваливается, помимо главной Чешской социал-демократической партии (у нее больше всего депутатов и ее лидер Богуслав Соботка — премьер), входят также христианские демократы и движение «Да» (Ano) миллиардера Андрея Бабиша, который занимает посты вице-премьера и министра финансов. Собственно, из-за Бабиша сейчас у этого правительства и начались проблемы. Этот чешский олигарх, по мнению его коллег-министров, уклонялся от уплаты налогов, участвовал в финансовых махинациях с чешскими государственными бумагами и работал в интересах своего собственного холдинг «Агроферт».

Ответ вице-премьера на эти обвинения не удовлетворил главу правительства, и Богуслав Соботка решил отправить себя и свой кабинет в отставку. Дальше же возможно несколько вариантов развития событий.

Первый, за который выступает большинство чешских депутатов, — это формирование нового правительства силами действующего парламента — только без Бабиша и без Соботки. Премьером тогда мог бы стать либо социал-демократ, действующий министр иностранных дел Любомир Заоралек, либо его коллега по партии, нынешний глава МВД Милан Хованец. Впрочем, против Хованеца выступает Андрей Бабиш, так что эта вероятность невелика. В этом случае практически никаких политических изменений до октября в Чехии не происходит и страна «дотягивает» до парламентских выборов.

Второй вариант — отклонение президентом прошения об отставке кабинета министров. Тогда создается патовая ситуация, поскольку у премьера Соботки остается всего два варианта — уйти самому, но без правительства, оставив кабинет министров на своего заместителя Андрея Бабиша, или уволить того же Бабиша индивидуально. Впрочем, подобных прецедентов в новейшей истории Чехии еще не было.

Третий вариант — назначение досрочных парламентских выборов. Тогда они пройдут всего на несколько месяцев раньше, чем «плановые». Это маловероятно, но все же возможно, если правительство вообще не удастся сформировать. Однако пока никто из серьезных чешских политиков не высказывался в пользу такого варианта.

Наконец, четвертый и один из самых вероятных вариантов: формирование так называемого «технического» или «административного» правительства на период до парламентских выборов и появления нового кабинета министров. В этом случае премьера и его министров фактически назначает президент. Судя по тому, как таинственно молчит второй день Милош Земан, это как раз то, чего ему хотелось бы добиться.

Действующий президент сам хочет переизбираться в начале 2018 года. Так что ему вовсе не помешает стать на полгода до выборов практически монопольным правителем Чешской республики и руками «технического» правительства обеспечить свое переизбрание. А если получится, то и повлиять на исход октябрьских парламентских выборов.

Вероятно, Земан даже может попытаться сделать то, что не удалось ему по итогам прошлых выборов: сформировать в парламенте «пропрезидентскую» фракцию и получить несколько министерских портфелей в коалиционном правительстве, которое сформируют осенью.

В то же время и Бабиш, и Соботка также ищут инструменты, которые позволят их партиям победить на октябрьских выборах. Досрочная отставка правительства для премьера наверняка должна была стать одним из таких инструментов. Другой — расследование реальных или мнимых преступлений Бабиша и, возможно, аудит министерства финансов и налоговой службы после увольнения миллиардера с его нынешних постов. Времени до октября как раз должно хватить на хорошее антикоррупционное расследование, которое могло бы похоронить движение «Да». Пока же Бабиш и его соратники, по данным соцопросов, несмотря на все скандалы, идут на первом месте.

В любом, случае, как бы ни развивались события после отставки правительства 4 мая, в Чехии явно наступает период серьезной политической нестабильности, что неизбежно отразится и на ее внешней политике. В том числе, в отношении России. Например, контролируемое Земаном техническое правительство, скорее всего, станет заметно активнее выступать за отмену санкций против России. Если же в ближайшее время возрастет влияние Андрея Бабиша, который ранее сомневался в необходимости членства страны в НАТО, то чехи наверняка снизят свою активность в работе Альянса. Победа же социал-демократов, напротив, будет означать небольшое усиление всех интеграционных процессов с ЕС и НАТО, а может быть даже, в перспективе, попытку перевести Чехию с кроны на евро.

Впрочем, точно предсказать, как будут развиваться события, сейчас не может никто. Все ждут, что скажет президент Милош Земан. А он, как хороший актер, умеет держать паузу.

Иван Преображенский