Posted 5 мая 2017,, 15:02

Published 5 мая 2017,, 15:02

Modified 30 марта, 23:22

Updated 30 марта, 23:22

Зоны особого внимания

5 мая 2017, 15:02
Сирию хотят поделить на части и запретить летать над ними даже американцам. Вопрос в том, согласятся ли с этим США.

На переговорах в Астане представители РФ, Турции и Ирана подписали меморандум о создании так называемых «зон безопасности» в Сирии. Предполагается, что в этих зонах будут запрещены полеты авиации, не только сирийской и российской, но и турецкой, американской, французской и любой другой. Это решение уже поддержал генсек ООН, а также правительство Германии, с которым проект, вероятно, был предварительно согласован в середине недели во время встречи в Сочи Владимира Путина и Ангелы Меркель.

В переговорах, помимо России, Ирана и Турции, которые называют себя странами-гарантами, принимали также участие делегации Иордании, США (в качестве наблюдателя), правительства формального президента Сирии Башара Асада и, наконец, специальный посланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура.

Как уточнил МИД Турции, в зоны безопасности войдут провинция Идлиб, пригород Дамаска Восточная Гута и некоторые территории в провинциях Алеппо, Латакия, Хама, Хомс, Дераа и Эль-Кунейтра. Все это стратегически важные с военной точки зрения районы, в том числе, фактически спорные между различными сирийскими группировками, которых поддерживают Россия и Иран, США, Турция. Создаются эти зоны на период в шесть месяцев с возможностью автоматического продления на такой же срок.

Как говорится в меморандуме, подписанном в Астане, «внутри зон деэскалации любые столкновения между конфликтующими сторонами (правительством САР (Сирийской арабской республики) и вооруженными оппозиционными группировками, которые присоединились и присоединятся к режиму прекращения огня) с использованием любых видов оружия, включая летательные аппараты, будут прекращены». Те, кто не сложит оружие, должен, соответственно, уничтожаться совместными усилиями. Ну, а вокруг зон деэскалации еще будут созданы некие зоны безопасности.

Впрочем, вопрос в том, удастся ли в реальности создать эти зоны. Ну, а уж если получится, то они наверняка просуществуют и дольше полугода, если только террористической группировке «Исламское государство» (запрещена на территории РФ) не удастся переломить ход войны и возобновить наступление в Сирии и Ираке.

Еще одно непременное условие — прекращение «войны всех против всех», например, Турции против курдов. Ну и, разумеется, не помешает, чтобы все участники конфликта верили, что речь идет об установлении мира, а не о банальной попытке разделить страну на зоны влияния государств-гарантов.

При этом российские представители уже сейчас утверждают, что бесполетные зоны над указанными территориями будут действовать для всех. «Работа авиации в зонах деэскалации, особенно сил международной коалиции, не предусматривается абсолютно — с уведомлением, без уведомления. Этот вопрос закрыт», — утверждает в частности спецпосланник президента РФ, глава российской делегации на переговорах по Сирии в Астане Александр Лаврентьев.

Он «разрешил» американцам и французам бомбить разве что ИГ. По словам Лаврентьева, «единственное, где может работать авиация международной коалиции (возглавляемой США)— по объектам „Исламского государства“, которые располагаются в районе сосредоточения сил этой группировки — в районе Ракки, в других населенных пунктах в районе Евфрата, Дейр-эз-Зора и на иракской территории».

При этом российский дипломат как будто забыл, как совсем недавно американцы ракетами «Томагавк» нанесли удар по аэродрому, контролируемому Башаром Асадом, после применения в Сирии химического оружия. И российские системы ПВО в регионе ничего не смогли (или не стали) с этим поделать. И это при том, что, по словам официального представителя Минобороны России генерал-майора Игоря Конашенкова, системы противовоздушной обороны С-400, С-300 и «Панцирь» «гарантированно» прикрывают российские военные объекты в Сирии в городе Тартусе и на авиабазе «Хмеймим» в круглосуточном режиме.

Таким образом, встает вопрос — а может Россия обеспечить контроль над всеми указанными воздушными зонами, пусть даже и вместе с Турцией? И даже, точнее, — готова ли она это сделать, если достигнутое в Астане соглашение будет проигнорировано?

Надо понимать, что с Францией, где 7 мая выберут нового президента, Россия вообще еще не обсуждала идею, которая формально уже заработала. Да и реальные переговоры с США еще только предстоят. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон встретится с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым «на полях» министерского заседания Арктического совета в Фэрбанксе только 10—11 мая. Там-то, на Аляске, вероятно и решится судьба нового мирного плана для Сирии.

Иван Преображенский