Posted 16 мая 2017,, 20:45

Published 16 мая 2017,, 20:45

Modified 31 января, 15:17

Updated 31 января, 15:17

На Евровидении по России не скучали

16 мая 2017, 20:45
Украинцы огорчены тем, что на проведение песенного конкурса потрачено много денег, но отсутствия нашей Юлии Самойловой они даже не заметили.

Конкурсу Евровидение-2017, проведенному в Киеве, пожалуй, более всего, подходит название «запоминающийся» и, как это ни странно, менее всего — «музыкальный». К тому, что ежегодное шоу сопровождается скандалами, привыкли давно. Ну, формат такой — не обойтись без грязи в «высоком искусстве», но того, что игры вокруг мероприятия затмят само действо и фактически не оставят у аудитории светлых эстетических ассоциаций, наверное, не ожидал никто.

Интернет-поисковики на запрос о новостях конкурса выдают все что угодно, но только не информацию о непосредственных состязаниях молодых талантов песенного мира: «Русскую певицу не допустили к участию в фестивале», «Корреспондентов «Комсомольской правды» сняли с поезда на границе с Украиной», «Голый пранкер сделал одолжение Джамале», «Рекордный бюджет украинского Евровидения».

Если не знать, что это, по идее, музыкальный конкурс, то можно подумать, что там неистово занимались политикой, ставили рекорды в опустошении бюджета небогатой страны, в очередной раз портили отношения с соседями, а также демонстрировали в финале мужской стриптиз и несостоятельность организаторов в плане обеспечения безопасности. Хотя Порошенко похвалил их за проведение конкурса на очень высоком уровне, и если бы не досадный инцидент с оголением скандального пранкера в финале, он был бы вообще очень доволен.

«Десятки тысяч человек, включая волонтеров, сделали сверхусилие, чтобы не просто сделать этот праздник, а показать Украину миру, и тут вылезает одна, извините, ж…па, которая думает, что это именно то, что мир должен видеть из Украины», — сказал президент на пресс-конференции.

Правда, как оказалось, проведение Евровидения — это не только огромная ответственность для страны, но и очень большие затраты. На проведение песенного конкурса было потрачено 855 миллионов гривен (почти 30 миллионов евро). Из них 455 миллионов выделили из государственного бюджета, еще 165 миллионов — из бюджета Киева. Остальные средства поступают от спонсоров, продажи билетов, от европейского языкового сообщества и аренды кабинок для комментаторов. Премьер-министр Гройсман заявил, что возвращение денег, потраченных на конкурс, в бюджет государства даже не было запланировано.

Были обнародованы гонорары некоторых приглашенных везд. Например, Джамале за участие в шоу заплатили 985 500 гривен, правда, продюсер певицы заявил, что деньги были выплачены за аппаратуру, костюмы, свет и другие элементы программы, а сама певица выступала бесплатно. Шоу Русланы на Евровидении стоило 394 тысячи гривен, за видео-ролик к ее выступлению было необходимо заплатить без малого 299 тысяч гривен. Также в бюджет Евровидения были включены расходы на транспорт и ресторанное обслуживание.

Финансовые конфликты начались еще в феврале 2017 года. Часть работников «Общественной ТРК Украины», которая занималась подготовкой проведения конкурса, заявила про выход из проекта именно из-за того, что бюджет был сильно раздут. Недавно выяснилось, что трибуны для Евровидения устанавливала компания «АртмаксИнжиниринг», которая, по информации украинского издания «Знамя Индустрии», принадлежит исполнительному продюсеру конкурса Павлу Грицаку.

Именно «АртмаксИнжиниринг», согласно данным системы «Prozorro», предложила свою цену в 23 миллиона 500 тысяч гривен за установку, эксплуатацию и демонтаж зрительских трибун для песенного конкурса Евровидение — 2017. Ее единственным конкурентом была «4e Veranstaltungsprojekt GmbH» с ценой — 24 миллиона 158 тысяч гривен. «Нескромные» цифры на услуги по «установке лавочек» впечатляют. Общая сумма, которую потратили на наряды ведущих конкурса Владимира Остапчука, Александра Скичко и Тимура Мирошниченко составляет 894 тысячи гривен. В частности, два костюма украинского бренда LakeStudio обошлись организаторам в 140 тысяч гривен (пиджаки оценены в 47 тысяч, а брюки в 23).Три костюма от ElenaBurenina -150 тысяч, а работу ателье Indposhiv оценили в 604 879 гривен.

Еще украинцы с удивлением узнали, что их страна, с далеко не благополучной экономикой, может позволить себе тратить на развлекательные мероприятия в три раза больше чем самые богатые представители Европы.

«За нынешний бюджет Евровидения можно было бы провести три подобных конкурса. Не знаю, куда смотрит наша прокуратура, но коррупционная составляющая этого конкурса — на поверхности, — возмутился председатель украинского жюри фестиваля поэт Юрий Рыбчинский в интервью ZN.UA. — Например, в прошлом году в Стокгольме подобное мероприятие провели за 9 миллионов евро. И достаточно прилично. В Эстонии когда-то потратили 12 миллионов евро. Но такие цифры, как у нас, многим странам даже не снились».

Не известно куда смотрела прокуратура, но глава украинского МВД явно пристально наблюдал за финалом Евровидения, да не в записи, потому что мгновенно, а не через продолжительное время, как это происходит с большинством громких дел на Украине, отреагировал на инцидент с оголением во время выступления Джамалы. Аваков заявил, что украинский пранкер Виталий Седюк, который снял штаны на сцене во время финала Евровидения в Киеве, был задержан, ему грозит штраф или лишение свободы на срок до пяти лет.

«В ответ на запросы по поводу идиота, оголившего свой зад перед 200 миллионами телезрителей. Седюк — украинский гражданин. Во время выступления нашей Джамалы, с его слов, он решил реализовать свое хобби, так как неофициально работает провоцирующим журналистом», — написал Аваков на своей странице в Facebook.

По мнению пранкера, он сумел сделать певицу более популярной и поднял ее рейтинги после выступления. Виталий Седюк считает свой поступок на Евровидении социально значимым, так как он смог показать плохую работу охранников на международном конкурсе.

В коллекцию неурядиц конкурса в Киеве можно добавить, что впервые в истории Евровидения во время его открытия на красную дорожку не пустили победительницу прошлого года — певицу Джамалу. Также звезде не разрешили открывать песенный конкурс, хотя такая договоренность изначально была.

В центре скандала оказалась и жена президента Украины — Марина Порошенко, которая во время церемонии открытия конкурса произнесла речь на ужасном английском, хотя, если сравнивать со спичем Мутко, то все не так и страшно.

Не обошлось и без традиционных обвинений в плагиате. После трансляции первого полуфинала конкурса сразу трех конкурсантов Евровидения 2017 обвинили в «воровстве» номера Сергея Лазарева, с которым он выступал в прошлом году на конкурсе в Стокгольме. Певцы из Кипра, Черногории и Азербайджана скопировали его выход на сцену, использовав похожие декорации, спецэффекты и хореографию.

Однако европейские хозяева конкурса похвалили Украину за его качественное проведение. «Каждый год у нас есть какие-то определенные замечания или жалобы: то на транспорт, то на логистику, безопасность или иные аспекты, — отметил глава Евровидения Ян Ола Санд. — Но Евровидение в Киеве прошло безупречно. У нас не было никаких проблем. С украинской стороны все было организовано на высшем уровне».

Победителем Евровидения-2017 стал представитель Португалии Сальвадор Собрал с песней AmarPelosDoi. Жюри и зрители оценили выступление Сальвадора в 758 баллов (382 от жюри каждой из стран и 376 от телезрителей). Он признан лучшим вокалистом Европы и получил заветный хрустальный микрофон, за который боролись участники из 42-х стран. Букмекеры прогнозировали певцу второе место. По их мнению, трофей должен был получить представитель Италии. Однако голоса зрителей и баллы жюри распределились по-другому. В результате итальянец опустился на шестую позицию, а португалец стал победителем.

С разрывом в 143 балла второе место занял представитель Болгарии и подопечный Димы Билана в шоу «Голос» Кристиан Костов. Бронзу в свою страну привезет трио молодых людей из Молдовы «SunStrokeProject». Они заработали 374 балла. Украинская группа O.Torvald со своей песней Time заняла 24-е место — третье с конца, что, естественно, не подняло настроения почитателям ее творчества.

А, вообще, специалистами был отмечен спад интереса украинцев к этому конкурсу, даже несмотря на то, что он проводился на их родине. Трансляция финала Евровидения-2017 в Киеве на телеканале «UA:Перший» прошла с показателем доли 25,4% по аудитории 18-54 в городах с населением свыше 50 тыс. и долей 17,4% по всей Украине. В прошлом году эти показатели составляли 27,3% и 18,3% соответственно, сообщает издание «МедиаБизнес», хотя трансляция шла из Стокгольма.

Впрочем, у 50% жителей Украины сформировалось позитивное отношение к песенному конкурсу, негативное — у 7%, а для 35% граждан это ежегодное мероприятие безразлично. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного в конце апреле компанией Research&BrandingGroup. Вообще ничего не знали о Евровидении 4% опрошенных.

Отдельный вопрос касался отношения к тому, что именно Украина является в 2017 году хозяйкой Евровидения. Позитивно этот факт оценили 49% опрошенных украинцев, нейтрально-безразлично — 39%, негативно — 7%. Впрочем, количество последних явно может увеличится после полной расшифровки финансовых затрат, которые пошли на устроительство конкурса из госбюджета.

«Я не почувствовал праздничной атмосферы в стране. Может быть в Киеве, непосредственно на концерте это и ощущалось, но в глубинке люди обращали внимание на конкурс только благодаря скандалам, — поделился своим мнением с «Росбалтом» меломан со стажем Михаил Карпюк из Днепра. — Впрочем, Евровидение имело непосредственное отношение к настоящей музыке один раз, когда в 1974 году в конкурсе победила легендарная группа «АВВА».

Хотя, есть иная и точка зрения. Британская The Guardian отмечает, что в финале конкурса произошли удивительные вещи: достойная песня одержала победу. При этом англичане указали, что действительно удалось Celebrate Diversity, несмотря на то, что ведущими были трое мужчин. Автор колонки отмечает, что «никто не скучал по России», и это первое Евровидение за последние пять лет, которое он действительно был рад посмотреть.

К сожалению для какой-то части россиян и на радость украинским силовым структурам, отсутствие на конкурсе представительницы РФ Юлии Самойловой не вызвало каких-либо чрезвычайных событий, что позволило советнику министра внутренних дел Украины Зоряну Шкиряку рапортовать об отличном выполнении своих обязанностей по обеспечению порядка службами подразделений МВД. Всего Национальная полиция, Национальная гвардия, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям, пограничники задействовали на конкурсе до 10 тысяч сотрудников.

А ведь нужно сказать, что руководители правоохранных ведомств серьезно истерили перед Евровидением по поводу возможности российских провокаций. Может быть, действительно побаивались, а, может, как обычно — пиарились, прибавляя значимости себе и своему ведомству. «То, что Украина запрещает въезд в страну якобы на Евровидение-2017 отдельным российским журналистам — это здорово. Однако, к сожалению, это еще не гарантия, что провокаций от россиян не будет, — предупреждал украинцев перед проведением конкурса нардеп и координатор «Информационного сопротивления» Дмитрий Тымчук в Фейсбуке. — Среди 2000 журналистов, аккредитованных на Евровидение, по данным группы ИС, числится не менее 70 журналистов из РФ. Не слишком ли большая цифра для страны, которая не участвует в конкурсе, и СМИ которой уже заявляли о бойкоте?»

Так или иначе, все прошло спокойно. Никто не лез на сцену с триколорами и не смущал патриотов Украины пророссийскими лозунгами. А что голый зад пранкера поставил жирную кляксу на чистой работе правоохранителей, так это, дескать, не их промах — все претензии к частным охранным структурам, которые обеспечивали безопасность участников.

В итоге получилось, что на Украине не очень скучали по россиянам, а те так и вообще игнорировали конкурс. Вопрос о наказании Украины за недопуск к участию в конкурсе Самойловой тоже не поднимался. Такая вот русско-украинская песня.

Валентин Корж, Днепр, Украина