Posted 2 июня 2017,, 20:30

Published 2 июня 2017,, 20:30

Modified 30 марта, 23:06

Updated 30 марта, 23:06

Украина против России: «промежуточная» победа в Стокгольме

2 июня 2017, 20:30
Арбитраж отверг претензии «Газпрома» к «Нафтогазу», что позволило Порошенко заявить о шаге к энергонезависимости.

На известие о решении Стокгольмского арбитража по тяжбе российского «Газпрома» и украинского «Нафтогаза» президент Порошенко отреагировал ликованием, премьер Гройсман облегченно выдохнул, а лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко вдруг заявила, что победили только благодаря ей.

По мнению Петра Порошенко, Украина одержала убедительную победу в принципиальном коммерческом споре. Формулу «бери или плати» отменили, «Газпрому» отказано в удовлетворении его требований получить деньги за газ по этой схеме, которая была навязана Украине Россией и безответственно принята украинскими переговорщиками в 2009 году. «Благодаря» ей миллионы украинцев были ограблены на миллиарды долларов.

«Это важный шаг на пути к энергетической независимости. Москва впервые теряет возможность использовать газ как оружие политического давления и шантажа, — написал украинский президент на своей странице в Фейсбуке. — Решение Трибунала дает право „Нафтогазу“ требовать снижения цены на газ по контракту с „Газпромом“. Таким образом, цена продукта будет не назначаться Кремлем, а определяться исключительно прозрачным и свободным рынком».

Правда, Порошенко то ли намеренно не сказал о том, что вердикт в Стокгольме пока всего лишь промежуточное решение, то ли просто запамятовал.

Владимир Гройсман комментировал журналистам известие по газовому вопросу во время рабочей поездки по стране и не скрывал, что испытывает искреннее облегчение. Премьер-министр был более конкретен в своих высказываниях, чем президент, и не стал прикрываться намеками. Он назвал точный, по его мнению, адрес виновника газовых проблем Украины. «Юлия Тимошенко не является для меня оппонентом. Она нас ввела в колоссальный долговой контракт. Позиция самая ужасная: берем газ, не берем — мы все равно за него платим. Слава Богу, что есть справедливый суд! Очень хорошо, что мы выиграли».

Гройсман откровенно признается, что не знает, что бы пришлось делать в случае проигрыша. Необходимость выплатить «Газпрому» 45 миллиардов долларов стала бы катастрофой для Украины.

Тимошенко же уверена, что власть безосновательно критикует газовый контракт 2009 года, который подписывала именно она: «Ведь если бы он был плохой, то его давно бы разорвали». Она отметила на брифинге, что если бы сейчас газ закупали по контракту 2009 года, цена на него составляла бы 140-160 долларов США за тыс. куб. м.

Эск-глава правительства поставила себе в заслугу, что во времена ее премьерства цена на газ и на тепло для людей не менялась, и считает, что «миф о контракте 2009 года придумал Янукович», чтобы иметь основания бросить ее за решетку. Кстати, по ее мнению, нынешняя власть ничем не отличается от «попередників», то бишь предшественников.

Впрочем, украинская аудитория привыкла к тому, что политический лексикон Тимошенко насыщен гипертрофированными обвинениями типа «предательство нации», «измена Украине», «многострадальный народ» и т. п. Простых людей уже не «пробивает на слезу» от речей политика, а разбираться, кто прав во взаимных обвинениях государственных чиновников, причастных к газовым схемам, никому из них неохота.

Но вернемся к победным для Украины новостям из Стокгольма. Первая восторженная реакция на них сменилась некоторыми сомнениями. Несмотря на решение Стокгольмского арбитража в пользу Украины, «Нафтогазу» все же придется заплатить «Газпрому» не менее 600 миллионов долларов. Об этом заявили в самой компании. В общем-то мелочь, но в то же время многие эксперты называют несколько большие суммы.

«В конце 2014-го мы заплатили по компромиссной цене — 268 долларов. Сумма составила 3,1 миллиарда. Это все, что было тогда у „Нафтогаза“, — объясняет зрителям телеканала „Интер“ директор киевского Института энергетических исследований Дмитрий Марунич. — Вот все тогда и отдали, а „Газпром“ считает, что должны были 5,3 миллиарда. Если арбитраж примет решение начать расчет с 2014 года, то не исключено, что придется доплатить от миллиарда до двух миллиардов долларов».

А вот претензии «Нафтогаза» к российскому монополисту суд, скорее всего, отклонит, уверен Марунич. А значит денег от Москвы Украина не получит. Об этом же еще несколько месяцев назад писал у себя на странице в Фейсбуке директор по развитию «Нафтогаза» Юрий Витренко. Тем не менее это не помешало компании потратить более 800 миллионов гривен (примерно $30 млн) на юристов и поднять в 13 раз зарплаты топ-менеджерам.

Эти расходы уже легли на плечи украинцев, отмечает бывший министр ЖКХ Алексей Кучеренко. По мнению эксперта, цена газа для бытовых потребителей завышена как минимум вдвое. «Она грабительская и необоснованная. Она должна быть — немецкий хаб минус транзит. „Нафтогаз“, используя свое доминирующее положение, продолжает обдирать население, загонять в долги теплокоммунэнерго и облгазы», — заявил Кучеренко телеканалу «Интер».

При этом сельским жителям повезло меньше горожан: некоторые из них вынуждены были вернуться в «каменный век» и отапливать свое жилье дровяными печками, а порой и вовсе открытым огнем. Хотя и жители городов, как показала последняя зима, взвыли от приходящих счетов.

Получается, что только за прошлый год украинцы переплатили за газ более двух миллиардов долларов, оплачивая по 7 тысяч гривен за тысячу кубов вместо трех с половиной. И это как раз те деньги, которые «Нафтогазу», возможно, придется выплатить «Газпрому».

Конечно, даже в этом худшем из вариантов, и Порошенко, и Гройсман вправе говорить о победе для страны — 2 млрд это же не 45. Но справившись с одной проблемой, Украине грозит другая напасть. Утверждение Петра Порошенко, высказанное после решения Стокгольмского арбитража, о том, что Украина есть и будет надежным партнером в обеспечении Европы газом вызвало у экспертов неоднозначную реакцию.

«Сейчас Украина стоит на пороге глубокого системного кризиса в газовой отрасли, поскольку разрушены традиционные связи с восточными партнерами Украины, в частности, с Российской Федерацией, а заменить их нельзя», — отметил в интервью «Евразия. Эксперт» Дмитрий Марунич.

По его мнению, это связанно с общим инвестклиматом. Никаких крупных инфраструктурных объектов на Украине не строится, не вводится в эксплуатацию, а поддержание старых требует серьезных издержек. Те проблемы, которые накапливались в отсутствии обновления основных фондов все 25 лет независимости, остро проявятся в ближайшие годы. Денег на инвестиции нет. Уровень амортизации основных фондов очень высок, особенно в таких отраслях, как газораспределение, тепловая генерация на угле, — он превысил там 70-75%. Все это наложилось на рост тарифов, причем — кратный. Государство понимает, что у потребителей нет денег платить; в итоге оно раздало субсидии населению, чем на некоторое время законсервировало эту проблему. Но все равно она остается и будет еще более острой. ТЭК страны не может функционировать в условиях, когда более 50% потребителей пользуются субсидиями для оплаты за энергоресурсы.

«На рубеже 2019 года это приведет к тектоническим изменениям, например, из-за того, что Украина может потерять значительную часть транзита российского газа. В результате ее газотранспортная система будет попросту не нужна», — говорит Марунич.

При этом он отмечает, что состояние украинской ГТС в целом вполне удовлетворительное. «Укртрансгаз» тратит на поддержание системы 8-10 млрд гривен в год — довольно внушительную сумму. Таким образом, ГТС Украины функционирует на достаточно приемлемом уровне — не хуже чем росссийская, и могла бы успешно работать и дальше. Однако на данный момент крупнейшие западные компании открывают зеленый свет финансированию проекта «Северный поток-2» и, очевидно, этот трубопровод будет построен в запланированные сроки.

Это означает, что с 2019 года, когда закончится действующий контракт на транзит газа, Украину могут ожидать несколько сценариев. Одним из самых вероятных, к сожалению, является вариант катастрофического падения объемов транзита, пишет «Евразия.Эксперт».

Если в прошлом году украинская ГТС нарастила транзит до 82 млрд куб. м российского газа в страны ЕС, Молдову и Турцию, то, согласно последним заявлениям представителей «Газпрома», после 2019 года он может сохраниться лишь на уровне 15 млрд куб. м. Это потребует от Украины выведения из эксплуатации значительных объемов мощностей ГТС, поскольку они попросту будут никому не нужны. Придется пересмотреть схему поставок газа внутри страны, резко вырастут тарифы, будут сокращены тысячи сотрудников компании «Укртрансгаз» — оператора ГТС Украины.

«Понятно, что транзит газа полностью не прекратится — есть такие страны как Молдова, Словакия, которые все равно будут получать российский газ через Украину, — продолжает свои прогнозы Марунич. — Но, повторюсь, если будет введен „Северный поток-2“ на 55 млрд куб. м, то даже при его неполной загрузке падение объемов прокачки газа через Украину будет катастрофическим. Тем более, что кроме „Северного потока“, похоже, зеленый свет дали и „Турецкому потоку“ — еще одному альтернативному газопроводу в обход Украины».

Эксперт предполагает, что Германия больше других заинтересована в строительстве «Северного потока-2», поскольку после этого она получит огромные выгоды от транспортировки российского газа в Европу, поэтому многие финансовые и политические круги рассматривают данный проект не как политический, а как сугубо экономический.

Так что позиция Украины как фаворита в транспортировке российского газа достаточно шаткая и зависит не только от решения арбитража в Стокгольме. Однако если рассматривать уже вынесенный промежуточный вердикт в любом из аспектов, то это, безусловно, победа. А окончательное решение в споре суд, очевидно, вынесет уже в конце месяца.

Валентин Корж, Днепр, Украина