Posted 23 июня 2017,, 09:38

Published 23 июня 2017,, 09:38

Modified 31 января, 15:48

Updated 31 января, 15:48

Евросоюз пережил серьезные кризисы

23 июня 2017, 09:38
Создание европейской военной организации, начало которой было положено на саммите ЕС в Брюсселе, вызвано недальновидной политикой США, отмечают эксперты.

Саммит глав государств Евросоюза, открывшийся в четверг в Брюсселе, с учетом произошедших последних событий, и прежде всего, победы на президентских выборах во Франции сторонника евроинтеграции Эммануэля Макрона и на парламентских — его партии, — демонстрирует большую сплоченность стран ЕС и преодоление ряда кризисов, сотрясавших Европейский союз в последние годы. В частности, лидеры стран ЕС договорились о продлении экономических санкций в отношении России, а также приняли решение об укреплении оборонного сотрудничества внутри Евросоюза, обсудили борьбу с терроризмом, нелегальной миграцией, а также Brexit.

Отвечая на вопрос, насколько преодолены все предшествовавшие кризисы внутри Евросоюза, эксперты, опрошенные «Росбалтом», приходят к выводу, что, несмотря на наличие сложных проблем, положение ЕС сегодня стало значительно более устойчивым, чем несколько месяцев назад.

Несмотря на преодоление ряда серьезных кризисов в Евросоюзе, в ЕС остаются вопросы, как и куда двигаться дальше. Такое мнение высказал «Росбалту» президент фонда «Центр политических технологий» Игорь Бунин. «Благодаря тому, что большая часть среднего класса Сирии уже переехала в Европу, а у остального населения этой страны просто нет для этого средств, острота миграционного кризиса в Евросоюзе значительно снизилась. Есть сложная проблема толерантного общества с проживающими там представителями многих рас и национальностей, но она началась еще в 70-е годы XX века, и с ней борются», — отмечает эксперт.

«Еще одна проблема Евросоюза — радикальный ислам — „вечная“, и с ней будут бороться как с таковой», — отмечает специалист. Что касается такой проблемы, как выход Великобритании из ЕС, то, по словам Бунина, сейчас «стало ясно, что Brexit оказался большим ударом по Англии, чем по Европе, которая более удачно выходит из этой ситуации, чем Соединенное Королевство».

Серьезно снизилась и такая опасность, как приход к власти в европейских странах крайне правых политиков, отмечает политолог. По словам Бунина, это вызвано тем, что «более или менее спадает один из источников правых настроений — массовая миграция». Из-за этого крайне правым ничего не удалось добиться во Франции. «Марин Ле Пен и ее „Национальный фронт“ сейчас в явном кризисе, там очень много проблем. Точно так же не удалось победить правым на парламентских выборах в Нидерландах. В Австрии избрали президентом эколога, а не крайне правого кандидата», — констатирует эксперт. Кризис, связанный с опасностью прихода к власти крайне правых, сохраняется в Италии, но в целом по Евросоюзу он преодолен, считает Бунин.

По мнению аналитика, главная проблема Евросоюза сейчас — «куда двигаться дальше?», поскольку ранее основная ставка в ЕС делалась на его расширение и большую бюрократизацию общеевропейскими структурами, на «контроль над национальными законодательствами». Сегодня, считает политолог, «бунт против этого исходит и от Макрона, и от всех остальных. С одной стороны, они хотят остановить дальнейшее расширение, а с другой, добиться большей сплоченности при меньшем бюрократизме».

Ведущий научный сотрудник института Европы РАН, главный редактор журнала «Современная Европа» Виктор Мироненко в свою очередь полагает, что «по ощущениям, кризис Евросоюза в целом преодолен, а президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель, используя потенциал своих стран, попытаются дать новый импульс интеграционным процессам в Европе».

В то же время, по его мнению, «ЕС — это не столько некая данность, сколько процесс, который характеризуется поиском новых механизмов управления глобализацией, с тем чтобы обуздать те стихийные процессы в мире, которые стучатся сегодня в двери». «Те же самые миграционные потоки (в Европу) значимы не сами по себе. Это признаки идущего в мире процесса. Мир сжимается, часть его хочет сохранить свое благополучие, а значительное большинство мира находится в катастрофической ситуации. Можно на какое-то время отодвинуть эту проблему силовыми или пограничными мерами, но она все равно будет стучаться в двери», — отмечает эксперт.

«Европейский союз — это поиск со стороны Европы решений с тем, чтобы сохранить свое лидирующее (в промышленности, идеологии и так далее) положение, которое она занимала в мире в течение, как минимум, половины тысячелетия. Сохранить ЕС можно только найдя некие новые механизмы управления глобальной ситуацией в мире», — уверен политолог.

По его мнению, очевидно, что «американцы и европейцы сегодня реализуют разные проекты мироустройства». В связи с этим, комментируя тот факт, что один из вопросов нынешнего саммита ЕС посвящен углублению военного сотрудничества европейских стран, Мироненко отметил, что «совершенно логично и понятно, что и самостоятельный военный элемент (в Европе) тоже должен проявиться». «Если раньше США и ЕС дружно выступали против советского проекта, то теперь это уже два проекта», — считает эксперт.

Отметим, кстати, что лидеры ЕС на саммите в Брюсселе в четверг дали «зеленый свет» амбициозному оборонному плану, который предусматривает создание многомиллиардного военного фонда. Как сообщает Reuters, хотя в официальном заявлении лидеры не уточнили размер оборонного фонда, Европейская комиссия заявила, что из бюджета блока для проведения исследований и закупки военного оборудования будет выделяться не менее 1,5 млрд евро в год.

«Я бы не стал сегодня говорить о кризисе ЕС», — отмечает политолог Андрей Ковалев. По его мнению, «есть проблемы, и проблемы серьезные, глубинные. Изначально они возникли из-за неправильного понимания европейцами происходящего в мире в 1990-х — 2000-х годах. Эта аберрация политического зрения привела к тому, что ЕС, недолго думая, встал на путь амбициозной политики своего расширения без учета исторических и культурных традиций. Возникла проблема разных ценностей в рамках ЕС. А ведь ЕС — это, прежде всего, общие ценности, все остальное — производное от них. Но я убежден, что все это преодолимо. Избрание Эммануэля Макрона, на мой взгляд, должно подпитывать оптимизм».

Более тесная кооперация стран ЕС в военной сфере неизбежна, считает эксперт. «Разумеется, демократии должны быть в состоянии себя защищать, ни на кого не уповая. Поэтому лично я считаю создание в той или иной форме европейской военной организации — не обязательно армии в традиционном смысле этого слова — совершенно неизбежным. Тем более что США в последнее время выставили себя крайне ненадежным и недальновидным партнером».

Что касается Brexit, тема которого также обсуждается в Брюсселе, то «надо смотреть правде в глаза: проголосовавших за него англичан просто обманули». «Пропагандисты Brexit обещали англичанам сразу же большие экономические выгоды от выхода из ЕС. Многие англичане „повелись“ на эти пустые обещания, и вскоре за этот обман придется расплачиваться всей стране», — отмечает эксперт.

Александр Желенин