Posted 3 июля 2017,, 15:23

Published 3 июля 2017,, 15:23

Modified 31 января, 15:54

Updated 31 января, 15:54

Против кого Трамп хочет дружить с Польшей?

3 июля 2017, 15:23
Президент США заедет в Варшаву перед саммитом «большой двадцатки» в Габмурге, где запланирована его встреча с Владимиром Путиным.

Дональд Трамп нарушает сложившиеся в последние десятилетия традиции. Свое первое турне по Европе он начал в Бельгии, а продолжил в Италии, но обошелся пока без персональных визитов в Германию, Францию и даже Великобританию. Теперь, хотя бы со второго раза, логично было бы посетить крупнейших европейских союзников. Однако Трамп начинает с Польши, а лишь затем он поедет в Германию, да и то не в гости к Ангеле Меркель, а на саммит двадцати экономически развитых государств. Франция и Великобритания — вновь вне маршрута.

В чем причина? Этот вопрос активно обсуждают, в первую очередь, разумеется, в польской прессе. «Не думаю, чтобы он знал, где находится Польша», — рассуждает, в частности, в интервью Gazeta Wyborcza Энн Аппельбаум, профессор Лондонской школы экономики и политических наук и жена бывшего министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского. По ее мнению, «польский выбор» Дональда Трампа психологически связан с желанием, чтобы его «принимали как в Саудовской Аравии», и «говорили, какой он замечательный».

При этом, по словам Аппельбаум, для международной политики представляет опасность союз действующего американского лидера и правящей в Польше партии «Право и справедливость», где ведущую роль играет Ярослав Качиньский, поскольку оба политика «действуют в интересах России», хотя польские власти «уверены в своей антироссийскости, которая, из-за их глупости, является пророссийскостью».

По мнению Аппельбаум, разумнее было бы не противопоставлять Польшу Западной Европе, а строить германо-франко-польский союз.

Впрочем, многие польские издания, вслед за официальными лицами, называют визит Трампа «признанием лидирующей роли» Варшавы в Европе. На тот факт, что отношения Вашингтона с ключевыми континентальными союзниками и главными экономическими партнерами Польши стремительно охладевают, многие поляки стараются не обращать внимания. Им, судя по всему, важнее гарантии безопасности, которые дают США, нежели, скажем, товарооборот с Германией.

Например, министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский главной темой предстоящих бесед во время визита Трампа в Польшу назвал безопасность в регионе. Из его слов следует, что американский лидер едет подтверждать действенность статьи 5 Устава НАТО, в соответствии с которой союзники по Альянсу обязуются прийти на помощь любой стране блока в случае нападения на нее третьего государства.

«Сейчас мы его имеем (присутствие войск других стран НАТО, в частности США, — „Росбалт“), можем чувствовать себя в большей безопасности, поскольку доказательство этих гарантий подтверждено не только подписями документа, к которому мы присоединились, но также присутствием войск НАТО», — сказал Ващиковский. По его словам, польские власти призовут Трампа «продлить присутствие американских войск в Польше».

Трамп успеет посетить в Польше и саммит «Троеморья» — это проект по интенсификации сотрудничества стран Центральной и Восточной Европы в области цифровых технологий, энергетики, транспорта и создания новых инфраструктурных проектов. Его главным двигателем сегодня можно считать Польшу, хотя кроме нее в деятельности «Троеморья» участвуют Австрия, Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия и Эстония. Ну, а базой для интеграции, как ожидается, должно стать уже действующее объединение постсоциалистических стран «Вышеградская четверка» (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия).

В Москве эта идея многими поклонниками геополитики воспринимается как новая попытка отгородить Россию от Европы при помощи «санитарного кордона», который протянется от Балтийского до Черного и Адриатического морей и будет экономически и даже по количеству жителей относительно сопоставим с Россией.

Впрочем, по поводу визита Трампа в Польшу в Кремле, скорее всего, сейчас промолчат. Пусть даже эта поездка явно направлена как против западноевропейских государств, так и против России, — Москве нет никакого резона публично обижаться на Трампа накануне его встречи в Гамбурге с Владимиром Путиным. Ну, а уж если там договориться совсем не удастся, можно не сомневаться, что московские политические комментаторы сразу припомнят американскому лидеру его польский вояж, обвинив его в попытке территориальной изоляции России от ЕС.

Ведь, как и сам Дональд Трамп, в Кремле союзников сейчас ищут весьма ситуативно, в зависимости от последних политических событий. И, несмотря на то, что еще вчера та же Германия могла быть врагом, завтра, на фоне обострения отношений с США, ее вполне могут объявить союзником против Польши.

Иван Преображенский