Posted 18 июля 2017,, 17:00

Published 18 июля 2017,, 17:00

Modified 30 марта, 22:41

Updated 30 марта, 22:41

Украине не подтвердили европейскую «прописку»

18 июля 2017, 17:00
В Киеве не торопились подводить итоги саммита с ЕС, тогда как в Москве из-за отсутствия итогового заявления их сразу же назвали «провальными».

«Европейцы бросили Украину на саммите в Киеве» — скандальная тема, муссировавшаяся российскими изданиями как в режиме онлайн, так и сразу после встречи в рамках формата Украина-ЕС в украинской столице 12—13 июля. Жесткое резюме с оглашением конца эпохи поддержки западными союзниками политики Порошенко озвучили многие госчиновники и эксперты в РФ, выставляя результаты саммита как «победу России» и чуть ли не как личную заслугу. Новость эта явно пришлась им по душе.

На Украине же не спешили с подведением итогов и выставлением окончательных оценок. Сообщения СМИ были кратки и сухи, превалировал новостной жанр без оттенков аналитики.
Собственно, первые пару дней украинцы имели всего два повода для размышления. Сообщение «вражеских медиа» о том, что «Европейский союз НЕ признает европейские устремления Украины и НЕ приветствует ее европейский выбор, в том числе ее обязательства развивать развитую и устойчивую демократию и рыночную экономику», и краткое выступление своего президента, в котором он сказал, что «доволен результатами саммита».

Противоречащие друг другу оценки одного и того же события слегка озадачили граждан, ожидающих решения своей судьбы. Первое сообщение подталкивает признать, что постмайданные стремления к евроинтеграции и окончательному разрыву с некогда братской Россией, имеющие серьезную поддержку населения, в том числе даже негативно относящегося к Порошенко, — провалились. Второе, что президент Украины этим доволен. Думайте сами, решайте сами!

Судя по отсутствию заранее подготовленных оправдательных заявлений и информационных кампаний в отечественной прессе, Порошенко и его компания действительно были не готовы к такому повороту событий и правильных слов для своих подданных у них сразу не нашлось. Лишь немного оклемавшись от нокдауна, латать дыры поражения были брошены глава МИДа Климкин и Иванна Климпуш-Цинцадзе — вице-премьер-министр по евроинтеграции.

Павел Климкин, в отличие от своей коллеги по несчастью, не стал пользоваться революционной патетикой, а попытался вытащить на свет более прагматические успехи сотрудничества с Евросоюзом. Главными итогами саммита он назвал ратификацию Соглашения об ассоциации, договор о «безвизе» и получение автономных торговых преференций для Украины. По убеждению главы украинского МИД, именно этими достижениями закончился начальный и очень важный этап сотрудничества с Европой, а дальше нужно работать на практический результат, выполняя Соглашение об ассоциации.

Комментируя украинскому телеканалу «Интер» отсутствие совместного итогового заявления участников саммита, Климкин попытался снизить значение этого документа: «Действительно, было много мифов. Для чего нам еще один проект, который повторяет то, что уже было сказано в Соглашении об ассоциации? Достижения зафиксированы, я их четко назвал. Мы должны идти к заявлениям саммита, которые фиксируют новые важные договоренности. Для чего нам повторение того, что уже есть. Для чего нам текст на 3-5 страниц, который прочитают только эксперты, и в котором нет действительно прорывных вещей».

И действительно, зачем украинцам итоговое слово-обязательство партнеров, закрепленное в официальном документе? Совсем незачем!

По словам министра иностранных дел, Украина получила 54 новые позиции в торговых квотах с ЕС, но теперь стране необходимо сконцентрироваться на более качественном подходе в их использовании и переориентированию отечественного производства. «Как мы выбираем квоты? Пшеница — 100%, но, как вы думаете, обработанная продукция пшеницы — аж 3%, даже меньше. Молочные продукты — 15, 20, 25%. И, в конце концов, мы же не можем вывозить только подсолнечник и зерновые. Мы должны что-то экспортировать и создавать для украинцев реальные возможности и новые рабочие места, — сказал он в телеинтервью. — То, что мы будем делать в Ассоциации, даст нам возможность делать важные вещи тут, и в результате европейцы должны покупать украинские сосиски, украинское печенье, а не пшеницу и подсолнечное масло».

Перевод акцентов на украинские сосиски и печенье не удовлетворил назойливых журналистов, и они поинтересовались мнением Климкина о продолжении военных действий на Донбассе. Не найдя чего ответить по существу, Павел Анатольевич решил процитировать выступление Трампа в Варшаве: «Россия должна прекратить дестабилизацию Украины. И это касается, конечно, Донбасса, того, что Россия делает тут. „Минск“ нужно выполнять, начиная, конечно, с безопасности».

Выступление Климкина нельзя назвать уверенным, убедить украинцев в том, что Украина не потерпела серьезное поражение в отношениях с Европой ему в одночасье не удалось. Правда, нужно признать, что и задача перед ним была поставлена не из легких. Козырей и весомых аргументов в его колоду Порошенко положил маловато.

Климпуш-Цинцадзе пришлось еще труднее. Она согласилась на интервью Deutsche Welle. Если на Украине представителям власти не принято задавать уж слишком острых вопросов, то после интервью иностранным СМИ чиновникам самого высокого ранга зачастую становится стыдно за самих себя. А заявление Иванны недельной давности, во время проведения конференции НАТО в Украине, о статусе страны и вовсе осложнило ее положение. Напомним: «Мы не хотим быть в серой зоне. Украина не буфер и не мост, а восточноевропейская граница НАТО. Форпост».

Впрочем, у ведущего программы, необремененного обязательствами перед украинскими властями, нашлась и более острая тема. Журналист с ходу назвал стремления Украины попасть в ЕС несбыточной мечтой, воплотить которую в реальность можно будет только через 20-25 лет. Патетика в ответах Климпуш-Цинцадзе, казалось, только подзадорила ведущего, и он поинтересовался, почему страна выбирает курс в Евросоюз, если 40% населения против интеграции. Министр затянула было старую песню о «враждебной России», но ей тут же напомнили, что «враждебные Нидерланды» проголосовали против ассоциации с Украиной. Пока чиновница оправдывалась, журналист намекнул, что, возможно, главная причина в том, что Украина пока не является правовым государством, а коррупция делает улучшения невозможными. «Давайте поговорим о том, что происходит сегодня после всего, что было сделано властью. По итогам 2016 года Украина заняла 131-е место из 176 в индексе восприятия коррупции Transparency International. Вам за это не стыдно? Это — результат всей вашей работы?» — возмущался телеведущий.

В одном из комментариев по поводу этого интервью отмечалось, что оно больше напоминало разговор немого с глухим. Климпуш-Цинцадзе рассказывала DW о том, что Майдан стоял за права человека, журналист парировал тем, что, по данным Human Rights Watch и Amnesty International, заключенные в Украине подвергаются пыткам и не получают медицинскую помощь. Впрочем, он, наверное, не в курсе, что и сами местные жители Украины в большинстве своем лишены возможности лечиться.

Полное непонимание стороны демонстрировали и в части разговора о выполнении Минских соглашений. Когда министр начала рассказывать о том, что РФ, а не Украина не хочет выполнения ранее достигнутых договоренностей, журналист перебил министра: «Вы сказали, что Украина делает все возможное. Однако генеральный прокурор Юрий Луценко не хочет выполнять все пункты, даже если это было бы теоретически возможным. В интервью немецкой газете Bild Луценко заявил в апреле: „Всеобщей амнистии быть не может“. Это часть минских соглашений, статья 5. Это не политическая часть, это соглашение. И генеральный прокурор сказал нет», — не унимался интервьюер, пытающийся продемонстрировать, что говорить и делать для украинских политиков и чиновников — разные вещи.

Рабинович считает, что партия Порошенко — партия войны и президент Украины усиленно спекулирует на этой теме, не пытаясь реально ее прекратить, но это не может продолжаться вечно. По его мнению, война не нужна никому, исключая Петра Алексеевича и его команду, в том числе Европе. «Нас сейчас будут ставить в стойло по вопросу Донбасса и вынуждать выполнять минские соглашения. И их действительно нужно выполнять», — выразил свою позицию Вадим Зиновьевич. Он прогнозирует недолгую жизнь нынешнему правительству.

По предположениям политика, высока вероятность того, что осенью активизируются процессы по смене власти на Украине изнутри, а на прошлой неделе, в день рассмотрения Верховной радой вопроса о снятии неприкосновенности с депутата Добкина, под стенами парламента была проведена генеральная репетиция «военного переворота». Группа хорошо организованных молодых людей числом от 500 до 1000 достаточно грозно пикетировала Раду. Видимо, это оказало влияние на народных избранников и повлияло на результаты их голосования. Остается вопрос: кто позволил такому количеству протестующих находиться в столичном правительственном квартале именно в день проведения международного саммита? На него официально, конечно, не ответят, но не зря же украинцев учат — думайте сами!

— ЕС стоит на стороне Украины против российской агрессии, не признает незаконной аннексии Крыма и призывает к полной реализации Минских договоренностей, подчеркивая ответственность России в этом вопросе;

— ЕС призывает немедленно освободить незаконно удерживаемых граждан Украины в Крыму и России;

— В начале 2018 года в Брюсселе пройдет инвестиционная конференция и международный форум по совместной модернизации и эксплуатации украинской ГТС;

— Начинается разработка дорожных карт дальнейшей евроинтеграции Украины;

— Будет создана неформальная рабочая группа Украина-ЕС по стратегической коммуникации, которая повысит эффективность реагирования на хакерские и дезинформационные кампании РФ;

— ЕС больше не требует создания отдельного Антикоррупционного суда, лидеры ЕС согласились на отдельную антикоррупционную палату в Верховном суде.

Можно было подумать, что Порошенко опустит руки и примется горевать по поводу проигрыша. Как бы не так! Петр Алексеевич подтверждает звание упорного бойца. В инициированном процессе борьбы с коррупцией явные сдвиги, хоть пока и символические. В вопросе снятия неприкосновенности с депутатов Верховной рады счет в конце прошлой недели неожиданно стал 4:2 в пользу Генпрокуратуры. Сдвинулись с места и критические для возобновления сотрудничества с МВФ вопросы пенсионной реформы, а еще парламент поддержал увеличение расходов на силовые структуры, среди которых СБУ и Нацполиция. Глядишь, под угрозой отсутствия кредитов и мораторий на экспорт леса-кругляка отменят.

Хотя некоторые эксперты все же пророчат закат карьеры Порошенко. Журналист, политолог, историк, президент Центра инновационного консалтинга «КДА» Дмитрий Корнейчук пишет в Фейсбуке, что «Запад уже откровенно рассматривает Порошенко, как „хромую утку“. И никаких серьезных переговоров не ведет. Безвизовый режим и наконец-то утвержденное Соглашение об Ассоциации — это был прощальный подарок. Причем не Порошенко. А Украине».

По мнению эксперта, у Столтенберга была одна задача: пояснять публично, почему Украине не стать членом НАТО. Президент ЕС Туск и глава Еврокомиссии Юнкер просто приехали «пофоткаться» с Порошенко, изображая европейскую поддержку только на словах. «Когда дело дошло до декларации саммита, конкретных обещаний денег (некого нового „плана Маршалла“ или макрофинансовой помощи) и членства в ЕС (то есть — письменных гарантий), то вся европейская любовь и закончилась. Пришлось Порошенко гневно рассказывать, что он не позволит кому-то там в Европе остановить стремление Украины в ЕС. В общем, европейцы не дали Порошенко возможность попиариться о единстве с Европой», — отметил Корнейчук.

А простые украинцы, не считающие, что они в данный момент могут повлиять на ситуацию, вынуждены искать возможность прокормить свои семьи. И очень приятным моментом сотрудничества с ЕС для них стало недавнее принятие Польшей упрощенного механизма трудоустройства. Теперь обладатели биометрического паспорта могут приезжать к соседу по «безвизу» и работать там в течение 90 дней за полугодие. А осенью, когда придется вернуться на родину, глядишь, можно будет поучаствовать в каких-то новых общественных процессах, происходящих в Украине.

Валентин Корж, Днепр, Украина