Posted 20 июля 2017,, 07:00

Published 20 июля 2017,, 07:00

Modified 31 января, 16:07

Updated 31 января, 16:07

Помирит ли Москва непримиримых?

20 июля 2017, 07:00
Президент Армении «оправдал» поставки РФ вооружения Баку. При этом он готов как к переговорам с Алиевым, так и к обстрелу Азербайджана «Искандерами».

Шум, поднятый Ереваном по поводу продолжения поставок Азербайджану российского вооружения на 5 миллиардов долларов, попытался нейтрализовать президент Армении Серж Саргсян. Надо сказать, что некоторое время он помалкивал на этот счет, но в определенных политических и общественных кругах Армении стали даже настаивать на разрыве республикой дипломатических отношений с Россией — в знак протеста.

Как признал Саргсян в беседе с корреспондентом телекомпании «Армения», поставки Россией вооружения Азербайджану — самая болезненная тема в армяно-российских отношениях, и она «на многое бросает тень». Но, отметил он, «пока ничего серьезного не случилось». «Если когда-нибудь будут серьезные последствия, мы можем обвинить их (РФ). Если их не будет, мы должны воспринимать это как долгосрочную политическую деятельность России по стабилизации ситуации в регионе», — сказал президент.

Тех, кто выступает за необходимость пересмотра армяно-российского военного сотрудничества, он предостерег: «Это крайне опасные слова». Саргсян задался вопросом: а в чью, собственно, пользу некоторые круги Армении пытаются пересмотреть сотрудничество республики с Россией, и с кем они намерены улучшить отношения — с Турцией или с НАТО? «Все ли ждут прихода Армении с распростертыми объятиями?» — вопрошает глава армянского государства.

Словом, Саргсяну, так или иначе, пришлось реабилитировать Россию, военная база которой дислоцирована в Гюмри, и которую российская сторона последовательно усиливает. Кроме того, Армения и Россия создали объединенную группировку войск, и обе они состоят в ОДКБ, в которой Армению не слишком жалуют.

Разумеется, Саргсяну пришлось и несколько побряцать оружием, имея в виду актуальность урегулирования карабахского конфликта и периодически серьезные обострения на линиии фронта с жертвами как с армянской, так и с азербайджанской стороны. У Армении, заявил Саргсян, достаточно вооружения для нейтрализации угроз ей самой и Нагорному Карабаху. Он пустил в ход «козырную карту» Еревана — оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер», переданные Россией своему «стратегическому союзнику» и продемонстрированные последним в прошлом году на военном параде.

По словам президента Армении, «Искандеры» имеют не только «морально-психологическое значение», и в случае необходимости они могут быть применены по их прямому назначению. В общем, резюмировал он, Ереван усиливает свою боевую готовность, и гарантией «номер один» безопасности республики является боеспособность ее Вооруженных сил.

«Попугав» Азербайджан, Саргсян все же выразил готовность вновь встретиться со своим коллегой Ильхамом Алиевым, хотя, по словам армянского президента, ожидания от такой встречи, которая может состояться осенью, лично у него «невелики».

Но — куда денешься? Ведь встречу-то организовывает Россия. Звучит это более угрожающе, чем посредничество Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию, которой не удается усадить Саргсяна и Алиева за стол переговоров, да и вообще за 25 лет своего существования она почти никак не повлияла на обстановку в конфликтной зоне. Зато Москве удалось в апреле прошлого года остановить начавшиеся было крупномасштабные военные действия.

Отчего так подкачала Минская группа? Вероятно, она не столь заинтересована в урегулировании конфликта, да и вообще вопрос дееспособности ОБСЕ многими экспертами уже ставится под сомнение — во всяком случае, в «родной» Европе она допустила большие и кровавые трагедии, так что же говорить о далеком Закавказье. Навести в нем порядок могут только сами государства этого региона — Армения, Азербайджан, Грузия — и их ближайшие соседи: Россия, Турция, Иран.

Все они — и каждый по-своему — заинтересованы в том, чтобы в регионе не было новой войны. В частности, России не нужен пожар на ее южных границах — он может перекинуться на Северный Кавказ, нарушить устоявшиеся связи с Арменией и Азербайджаном, открыть «коридор» для третьей внешней силы влияния, подстегнуть террористическую активность в регионе и т. д. России ввязываться в войну на стороне Армении было бы так же не выгодно, как откровенно лоббировать военные интересы Азербайджана. То же можно сказать и об Иране — нестабильный Южный Кавказ нарушит многие его экономические и политические планы.

Для Турции и Грузии карабахская война может обернуться, как минимум, потерей транзитной роли в экспорте каспийских углеводородов в Европу. Говорить о заинтересованности в войне Армении и Азербайджана вообще не приходится. Так что бряцание оружием для зарабатывания очков перед собственным населением — это одно, а масштабные военные действия — совсем другое. В общем, даже если в зоне карабахского конфликта начнут стрелять более энергично, все равно это ничего не даст, и Саргсяну с Алиевым придется договариваться или снова замораживать конфликт. Третьего не дано.

Саргсян заявил, что даже если пройдет еще 20 лет и карабахский конфликт останется неразрешенным, односторонних уступок с армянской стороны все равно не будет — «только консенсус». Но, отметим, вряд ли он будет возможен, поскольку армянская сторона, и это подтвердил Саргсян, добивается международного признания права народа Нагорного Карабаха на самоопределение и предоставление непризнанной республике гарантий безопасности.

На данном этапе Ереван и Степанакерт также требуют участия Нагорного Карабаха в переговорном процессе, на что категорически не соглашается Азербайджан. Как полагает президент Армении, на каком-то этапе присоединение Нагорного Карабаха к переговорам состоится. Но это — всего лишь риторика: непримиримые стороны в конце концов принудят к относительному миру. Главный вопрос — когда и с какими издержками. И сколько еще людей погибнет, включая детей, пока наступит «час разума».

РИА Новости цитирует помощника президента Азербайджана по внешнеполитическим вопросам Новруза Мамедова, выразившего опасение, что карабахский конфликт может разгореться с новой силой. «Можно с уверенностью констатировать, что конфликт является результатом геополитических игр», — сказал он. По его словам, «пока эти игры будут продолжаться, ситуация не изменится. Грузия, Молдова, Украина — наглядное тому подтверждение».

Он также выразил недоумение тем, что «почему-то справедливая оценка армяно-азербайджанского и нагорно-карабахского конфликтов сталкивается с препятствиями», но в то же время и уверенность в том, что в настоящее время сложилась ситуация, когда «…одной войной ничего не решить. Поскольку конфликт порождает новый конфликт и супердержавы принимают в этом активное участие». Между тем, считает Мамедов, в составе Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию находятся страны, которые «могут, при необходимости, сказать свое слово на международной арене».

Но, как уже отмечалось выше, формат Минской группы не оправдал себя, и Азербайджану для урегулирования конфликта остается рассчитывать только на Россию. Вопрос в том, какую она поведет игру и насколько энергично будет добиваться ее логического завершения. И вообще, хватит ли у нее политической, а может и военной воли для того, чтобы стороны «пришли к консенсусу».

В принципе, в интересы России входит сыграть решающую роль в карабахском урегулировании — это сразу усилит ее влияние не только на Южном Кавказе, но и в близлежащих регионах. Но не у одной только России есть претензия доминировать в указанном ареале, поэтому ее усилия по еще не свершившемуся, но вполне вероятному принуждению сторон к миру, могут быть сорваны геополитическими конкурентами.

Помощник президента Азербайджана Новруз Мамедов выразился очень точно — «конфликт является результатом геополитических игр». Что ж, тем тяжелее он подлежит мирному урегулированию.

Ирина Джорбенадзе