Posted 2 августа 2017,, 17:59

Published 2 августа 2017,, 17:59

Modified 30 марта, 22:32

Updated 30 марта, 22:32

«Избрание Додона — это нелепая ошибка»

2 августа 2017, 17:59
Кишинев ничего не потерял экономически от обострения отношений с РФ, полагает молдавский политолог Оазу Нантой.

Очередное обострение российско-молдавских отношений, начавшееся с запрета на пролет через территорию Румынии российского пассажирского лайнера, в котором находился вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин, направлявшийся в Кишинев, его резкие заявления в адрес румынских и молдавских властей, в среду получило свое продолжение. Рогозин официально был объявлен правительством Молдавии персоной нон-грата.

Все это происходит на фоне весьма непростой внешне- и внутриполитической ситуации в этой бывшей советской республике, где сейчас, как кажется, сложилось двоевластие. На одной стороне выступает всенародно избранный, но не имеющий по конституции каких бы то ни было серьезных полномочий пророссийский президент Молдавии Игорь Додон, на другой — также всенародно избранный парламент республики, большинство в котором принадлежит европейски ориентированным партиям.

О ситуации в Молдавии, сценариях развития событий вокруг и внутри нее, обозревателю «Росбалта» рассказал политолог, бывший депутат молдавского парламента Оазу Нантой.

— Как вы оцениваете нынешнюю внутриполитическую ситуацию в республике? Насколько в ее политическом классе сильны пророссийские настроения?

— У нас нет антироссийских настроений. Мы любим русскую музыку, русскую живопись, русских женщин, русскую водку и так далее. Речь не идет о какой-то антирусскости. Речь идет о том, что Россия является единственной страной, которая незаконно держит свои войска на территории Республики Молдова, с нарушением пункта № 5 межгосударственного договора с Российской Федерацией от 19 ноября 2005 года, откровенно поддерживая сепаратистский режим на левобережье Днестра.

— Можно ли сегодня говорить о двоевластии в стране, учитывая, что президент Игорь Додон однозначно выказывает пророссийские взгляды, а большинство парламента — это проевропейские силы?

— Я не согласен с тем, что сложилось двоевластие. Избрание Додона — это нелепая ошибка граждан страны в силу того, что его избирательная кампания была циничной манипуляцией и обманом. Сейчас они начинают понимать, что их использовали. Кроме того, Додон — это не власть, и ведет он себя сейчас откровенно несерьезно. Я знаю о его неудачных попытках посетить Киев и Бухарест, о реакции властей Украины и Румынии на это. По сути, он стал и в этих странах персоной нон-грата. В свою очередь в Москве он пытается отчаянно сохранить имидж пророссийского политика, но, не имея реальных полномочий, мечется и выставляет себя не с лучшей стороны.

— Официально объявленный Кишиневом персоной нон-грата вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин заявил, что Молдавия потеряла десятки, а возможно, и сотни миллионов долларов от нынешнего похолодания отношений с РФ. Так ли это?

— Давайте посмотрим на это с другой стороны. Как наши граждане могут относиться к тому факту, что Дмитрий Медведев в бытность свою президентом РФ назначил Рогозина своим представителем по Приднестровью? С таким же успехом он мог назначить его своим представителем, например, в Аляске… А как выглядит тот факт, что Российская Федерация проводит совместные военные учения с незаконными вооруженными формированиями непризнанной Приднестровской Молдавской республики (ПМР), на которых, в том числе, отрабатывается форсирование Днестра?

— И все же, насколько сильно Молдавия зависит от России экономически?

— Чтобы было понятно: даже Приднестровье — форпост РФ на территории Молдовы — больше 70% своего экспорта отправляет в Евросоюз и только 8% — в Россию. Точно так же и по остальной части страны. По официальным данным, примерно 65% молдавского экспорта идет на европейский рынок. Это (европейская интеграция) процесс достаточно медленный, поскольку наша экономика оставляет желать лучшего. Но европейский рынок для нас открыт, так что осталось только производить продукцию соответствующего качества и научиться торговать.

— Но есть ведь еще такая проблема как молдавские трудовые мигранты в России. Кстати, где их больше — в РФ или в ЕС?

— Первая волна трудовой миграции ехала в Россию, а потом народ распробовал Евросоюз, и сейчас молдаване рвутся в основном туда. Но я не считаю, что молдавские трудовые мигранты должны рассматриваться в качестве заложников (политиков в Москве).

— Насколько реалистичен сценарий «присоединения Молдавии к Приднестровью», то есть попытки существенно увеличить роль ПМР и придать ей больший вес в диалоге с Кишиневом?

— Этот сценарий написан в Кремле. Если там хотят содержать эту узкую полоску земли (ПМР), на которой проживает 400 тысяч человек из которых 128 тысяч — пенсионеры, то пожалуйста, пусть содержат. Они «пилят» и проедают российские деньги, забирая их у российских налогоплательщиков и пенсионеров. Если вас это устраивает — пожалуйста!

— Существует мнение, что проевропейская часть молдавского общества находится сейчас в растерянности, что информационное поле Молдовы во многом следует за российскими и пророссийскими СМИ? Согласны вы с этим?

— Есть такое. Это происходит потому, что молдавское информационное пространство не конкурентоспособно и даже не пытается соперничать с российской пропагандой. Когда церковь и СМИ в России пропагандируют идею, что Евросоюз — это «территория разврата и гомосексуализма», то, конечно, на некоторых это производит впечатление.

Это реальная угроза, потому что рядовой гражданин, как правило, ленив, не ищет альтернативную информацию, не оценивает ее критически. После передачи «Давай поженимся» он смотрит какое-нибудь политическое шоу, после чего воспринимает мир сквозь призму российской пропаганды. Это ужасно, но это часть нашей ответственности. В конце концов, нельзя винить Землю в том, что она круглая, а российская пропаганда -такая, какая она есть.

Но, с другой стороны, например, в Гагаузской автономии, где 98% избирателей проголосовали за Игоря Додона, с большим удовольствием берут европейские деньги на различные проекты, даже не задумываясь, что часть из них была уплачена в виде налогов европейскими неправославными гомосексуалистами. Деньги не пахнут.

Беседовал Александр Желенин