Posted 3 августа 2017,, 12:13

Published 3 августа 2017,, 12:13

Modified 31 января, 16:18

Updated 31 января, 16:18

Полублокада Донбасса

3 августа 2017, 12:13
Попытка изоляции Киевом ДНР и ЛНР не привела к опустению магазинов в Донецке и Луганске. Товары попадают туда не только из России, но и с Украины — благодаря «народной контрабанде» и алчным военным.

В минувшем марте официальный Киев присоединился к экономической блокаде самопровозглашенных Луганской и Донецкой народных республик, хотя еще ранее бывшие бойцы добровольческих батальонов отрезали все железнодорожные пути сообщения между Украиной и бунтующим Донбассом. До настоящего времени убытки обеих сторон от этой «инициативы» не озвучиваются, хотя еще тогда премьер-министр Владимир Гройсман заявлял, что блокада Донбасса приведет к потере Украиной 3,5 млрд долларов валютной выручки и сокращению до 75 тысяч рабочих мест. Но теперь, когда акция националистов стала официальным решением государственной власти, вряд ли кто-то огласит на официальном уровне подобные цифры. С другой стороны — то же самое.

Напомним, что блокада распространялась не только на продукцию промпредприятий, но и на продукты питания тоже. Возможно, начавшие блокаду радикалы полагали, что через одну-две недели жители Донбасса «попросятся назад», ведь большинство жителей Украины уверены, что в Донецке и Луганске голодают, полки в магазинах пустуют, а люди питаются чуть ли не одним хлебом. Однако дефицита товаров в республиках давно нет. Пик продовольственного кризиса пришелся на лето-осень 2014 года, а сегодня — были бы деньги (об этом отдельный разговор), а товар найдется.

Основные поставщики — Ростовская область и Краснодарский край России, Северная Осетия, Дагестан. И Белоруссия. Из последней привозят в основном молочную продукцию, колбасные изделия, пиво, крепкий алкоголь, чипсы, бытовую химию. К примеру, небольшой частный белорусский завод «Славпродукт» даже делает для ДНР эксклюзивную линейку водки.

Украинский посол в Минске Игорь Кизим даже пригрозил белорусским производителям санкциями. «Мы предупреждаем белорусскую сторону официально: если белорусские компании напрямую поставляют продукцию боевикам, то против них будут введены санкции. Причем не только со стороны Украины: мы постараемся сделать все, чтобы эти санкции были введены Евросоюзом тоже», — сказал дипломат. Правда, он тут же подсластил пилюлю, допустив, что белорусские товары попадают на Донбасс в результате «реэкспорта» — из России. Но откуда бы они туда не попадали — они там есть.

«Там, в Киеве, говорят, что у нас голодают. А у нас такого ассортимента продуктов до войны никогда не было. Заходишь в магазин — тут тебе вина грузинские, сыры белорусские, колбасы московские. Появились пармезан, сливки 33%, разнообразие красной рыбы, даже сыр с белой плесенью. Раньше мы такого не видели даже. А теперь, если средства позволяют, то бери и покупай», — говорит луганчанка Светлана.

«У нас нет дефицита. Очень много продуктов местного производства. Есть продукты, которые привозят из Луганска. Естественно, основная масса товаров на полках произведена в России. Ассортимент достаточной широкий», — добавляет жительница Донецка Елена.

Но интересно, что примерно 20% продукции, попавшей в магазины как в ДНР, так и в ЛНР, произведена во «вражеской» Украине. В Луганске и Донецке можно найти товары из Днепропетровска, Харькова, Сум, Запорожья, Ровно, Киева и даже Львова. Это сыры, масло, сигареты, колбасные изделия, конфеты (даже марки «Рошен»). Естественно, что в основном такие товары — откровенный «контрабас», на что в республиках попросту закрывают глаза. Но небольшая ее часть ввезена вполне легально — с российской территории, через «таможню».

В летне-осенний период особенно популярна «овощная контрабанда». Например, в ЛНР основной поток сельскохозяйственной продукции прибывает из «пограничной» Станицы-Луганской. Что-то переправляется через реку на лодках за «магарычи» военным, что-то проносится «вручную» через мост. За сутки один торговец овощами пересекает «таможню» до 10 раз. Кстати, на КПП для них даже отведена отдельная ускоренная очередь. Понятно, что ходят туда-сюда они не за бесплатно. Например, украинские военные берут с мелкого «несуна» от 100 до 300 грн (230-700 рублей) в день. Хотя порой расценки могут достигать и 500 грн. За провоз такой «контрабанды» на авто расценки уже серьезней. На КПП между Украиной и ДНР с машины требуют от 1000 грн — все зависит от типа товара и объема. Если же говорить о фурах, которые везут алкоголь и сигареты, то здесь счет идет уже на сотни тысяч.

«При мне в прошлом году перегружали через КПП фуру украинских сигарет. Знаю, что за нее нацбатальон взял миллион гривен, естественно, что рядовым бойцам все не досталось. Основная сумма ушла наверх, но никто в обиде не был. Сегодня контрабанда — самый выгодный бизнес. И чтобы там не говорили организаторы блокады, они сами участники контрабандного трафика», — рассказал «Росбалту» бывший участник АТО.

По его мнению, начало блокады было связано с желанием переделить доходы от этого «бизнеса». «Пришли новые люди и сказали: мы тоже хотим иметь долю. Поставили своих и стали брать с людей в два раза больше. Вот он наш патриотизм, одна показуха», — добавил военный.

Кстати, сегодня инициаторов блокады на Донбассе практически не осталось. Все они перебазировались на Западную Украину. Там уже «кошмарят» тех, кто занимается контрабандой янтаря. Как оказалось, это намного выгоднее, чем сидеть на блокпостах в зоне АТО.

«Еще вчера они сидели под мостом в Золотом (линия разграничения в Луганской области), — вспоминает жительница города Горское. — Потом резко собрались и переместились ближе к железнодорожной станции. Прошло еще несколько дней, и Семенченко (народный депутат Украины) и его ватагу, как ветром сдуло. Потом смотрю телевизор, а он уже на янтарных приисках. Вот такие «блокадники» — попиарились и разбежались».

После себя участники блокады оставили сооруженные редуты, горы мусора и самое главное — поврежденное железнодорожное полотно. Дело в том, чтобы остановить поезда, активисты вырезали рельсы на целых участках. Согласно УК Украины, это, конечно же, преступление, но никаких наказаний за эти деяния не последовало.

Несмотря на то, что активисты ушли на «новое место работы», блокаду никто не отменял, а потому незаконный «бизнес» продолжает процветать. Понятно, что в доходах от него заинтересована не только украинская сторона, а потому торговцы платят на блокпостах дважды — своим и чужим. Впрочем, для такого бизнеса «своих» и «чужих» не бывает.

«Естественно, что за контрабанду хорошо платят. И то, что сейчас у нас якобы блокада, это все ерунда. Видели бы вы, что на Станице происходит ночью, таскают товар внаглую, даже запрещенное мясо — плати и неси», — рассказал «Росбалту» боец Народной милиции ЛНР.

«Знаете, очень смешно выходит. Они кричат там в Украине: «Блокаду ЛНР и ДНР! Не будем торговать с оккупантами, даже на митинги выходят. И тут же прут нам свои овощи, фрукты, мясо. Как это называется? Своя рубаха ближе к телу? Они когда поняли, что только тут можно заработать, реализовать свой товар, уже забыли и про оккупантов, и про боевиков», — говорит луганчанин Сергей.

Действительно, жители Станицы Луганской уже третье лето становятся «контрабандистами» — в силу острой необходимости. Дело в том, что Станица — это сельский район, который зарабатывает на овощах и фруктов. До начала боевых действий основная часть продукции отсюда уходила в Луганск и ближайшие города, которые сегодня подконтрольны ЛНР. Сейчас же официально торговли между Станицей и Луганском нет, и попадает «за границу» лишь небольшая часть выращенной продукции, а торговать с тем же Северодонецком (временная «столица» Луганщины) — невыгодно. Причина в том, что в северной части области есть свои сельхозугодья, а потому отдавать товар перекупщикам станичанам приходится за копейки. Вот поэтому люди и становятся «преступниками».

Идет контрабанда и в обратном направлении. Нелегально в Украину самопровозглашенные республики отправляют в основном зерно, мучные изделия, текстиль и алкоголь.

Но гораздо более серьезной, чем блокада торговая, представлялась объявленная Украиной энергетическая блокада. Так, в конце апреля Киев отключил от электроснабжения территорию ЛНР, а 26 июля прекратились перетоки электроэнергии в ДНР.

Но обе республики без света не остались. ЛНР частично запитана от соседей, частично — с российской стороны. А на днях в ДНР завершились работы по возведению высоковольтной линии электропередачи между подстанциями двух «независимых государств», что обеспечит надежный транзит электрической энергии между ними.

К слову, если в ЛНР с электроэнергией сейчас более или менее нормально, то вот подконтрольная Киеву часть Луганской области находится в сложной ситуации. Несмотря на то, что единственная на весь регион Луганская ТЭС (в г. Счастье) полностью может обеспечить все населенные пункты электричеством, в Украине начаты веерные отключения. Причина тому регулярные аварии на ТЭЦ и подстанциях. Кроме того, ввиду огромной задолженности перед энергетиками регулярно обесточиваются водоканалы и шахты, от чего страдает население. Ну, а в ДНР проблем нет вообще, поскольку там имеются собственные теплоэлектроцентрали.

Понятно, что для Киева результатом блокады, что и не отрицается, стал дефицит угля, прежде всего, донбасского антрацита, и как следствие — закупка его за рубежом по завышенным ценам. Луганску и Донецку эта ситуация, естественно, радости тоже не доставляет, а, скорее всего, несет еще большие убытки — здесь образовался переизбыток угля. Конечно, часть его идет на собственные нужды, часть на экспорт в Россию (кстати, до недавнего времени этот уголь уже как «российский» потом по завышенной цене покупал Киев), но основная масса «черного золота» остается нереализованной или же уходит на продажу по цене гораздо ниже рыночной.

Правда, как удалось выяснить «Росбалту», «угольная контрабанда» тоже существует, но масштабы ее, увы, «не те». Даже возят теперь этот уголь «за границу» фурами, а не по железной дороге. Так что радости от всей этой ситуации мало как на одной, так и на другой стороне.