Posted 7 августа 2017,, 08:00

Published 7 августа 2017,, 08:00

Modified 31 января, 16:20

Updated 31 января, 16:20

Лукашенко повел страну на очередную «битву»

7 августа 2017, 08:00
В Белоруссии сохранили советскую модель сельского хозяйства. На нынешнюю уборочную «мобилизованы» даже руководители парламента и Совбеза.

Как правило, приехавший в Белоруссию россиянин (особенно если он был связан с сельским хозяйством) остается под сильным впечатлением: нет заброшенных, заросших бурьяном полей — все они хорошо обработаны, аккуратно и ровно колосятся, а с конца лета по ним ровными рядами идут новенькие комбайны. А сама Белоруссия не только полностью обеспечивает себя сельхозпродукцией, но и является крупным ее экспортером.

Впрочем, местные жители, как правило, не разделяют восторгов приезжих. Им хорошо известна изнанка этого аграрного благополучия. «Страной руководит бывший директор совхоза. Так и руководит, как руководил своим совхозом», — говорят простые граждане. А экономисты могут рассказать еще и про парадокс белорусского АПК, который одновременно и очень прибылен, и невероятно убыточен.

Чрезвычайное положение: уборочная

Советская модель агропромышленного комплекса (АПК) Белоруссии сохранила даже лексику советского времени, насквозь военную. Обязательно «битва за урожай», районные и областные «штабы по уборке», «чрезвычайные полномочия» начальства разных уровней и «особое положение» в стране. Вопрос о том, что урожай можно убрать «мирным путем», за последние 25 лет не поднимался ни разу.

Все это белорусы опять увидели 2 августа, когда Лукашенко проводил совещание, посвященное уборке зерновых. Начали, впрочем, с финансов. «Вы имейте в виду, что сейчас все пойдут с портфелями просить денег. Поэтому надо разобраться. Там, где катастрофическая ситуация, надо помочь», — сказал президент. А далее пошла раздача чрезвычайных полномочий.

Благодаря этому Белоруссия находится на 3-м месте в мире по экспорту сухой сыворотки, на 3-м — по маслу, на 4-м — по сыру. Порядка 95% белорусского продуктового экспорта — это поставки в Россию. В 2016 году Белоруссия продала за пределы республики на 25% больше мяса и в два раза больше молока и молочных продуктов, чем во времена СССР.

Получается парадокс: очень прибыльный экспорт, высокие цены на продукты в самой Белоруссии — и убыточный АПК, неспособный заработать. Здесь важно понимать, как устроено белорусское сельское хозяйство. Главные в нем — не руководители агропродприятий, не агрохолдинги и т. д. Главные — руководители рай- и облисполкомов. Именно они решают, какое агропредприятие или фермер что должны сеять (или какой скот выращивать), кому и по какой цене продавать. Формально в отрасли действует рынок, но реально действует система госзакупок, и каждый район должен выполнить спущенный ему сверху план. Формально глава хозяйства может продать урожай кому пожелает, но тогда он не получит от исполкома ни удобрений, ни топлива — зато в его хозяйстве уже на следующий день появятся проверяющие из Госконтроля. Да и КГБ в Белоруссии так и не переименовали.

То есть всякая самостоятельность аграриев исключена напрочь. Получается, что львиную долю произведенного с/х продукта выкупает государство по ценам, которые оно само же и назначает. Эта цепочка государственного контроля тянется и дальше, включая в себя переработчиков агросырья и экспортеров готовой продукции. В итоге действительно большие прибыли от экспорта получает именно государство — а не предприятия (как государственные, так и частные), которые занимаются агропроизводством и переработкой. Попутно в магазинах поддерживается высокий уровень цен на продукты — чтобы исключить «дикий» экспорт.

Так ли хороша белорусская «молочка»?

«Белорусские молочные продукты» — едва ли не самый известный в России белорусский бренд. С крайне удачным имиджем — мол, они и «качественные», и «полностью натуральные», и вообще «по советским ГОСТам сделаны». Рядовой потребитель относительно недорогой белорусской продукции даже не задумывается, что покупает в большей степени миф. Миф, как ему и положено, оказался очень живучим — развенчать его не смогли даже руководители Роспотреб и Россельхознадзора, которые этим занимались.

Дальше — больше. В последние год-два литовские сыры стали в изобилии появляться и в белорусских магазинах. Правда, пока цены на них безбожно завышены, но сам факт примечателен: продолжая массово экспортировать свои сыры в Россию, официальный Минск «другой рукой» уже закупает «молочку» в соседней Литве.

Советское, слишком советское…

Как последний штрих — пример того, что в отсутствие рыночных отношений в АПК воспроизводятся худшие советские практики. Новость свежая: белорусская прокуратура возбудила уголовное дело в отношении должностных лиц СУП «Ханчицы-Неман», которые уничтожили зерно урожая 2015 года, чтобы освободить зерносклад перед уборочной.

Как сообщила пресс-служба Генеральной прокуратуры, в ходе проверки было установлено, что руководители сельхозпредприятия для освобождения помещений зерносклада в деревне Монтовты и приема урожая нынешнего года приняли решение об уничтожении хранившихся там более 45 тонн зерна тритикале (гибрид пшеницы и ржи) урожая 2015 года. По факту превышения служебных полномочий должностными лицами предприятия и причинения ущерба хозяйству возбуждено уголовное дело. Материалы направлены для организации предварительного расследования.

Эта новость примечательна также и тем, что, оказывается, в хозяйствах урожай еще позапрошлого года некуда девать — то есть государство его у них до сих пор не выкупило. Ну, а раздать зерно своим работникам или пустить на корм скоту в колхозе даже не подумали. Просто уничтожили.

Денис Лавникевич, Минск