Белоруссия против России: битва за Прибалтику

Белоруссия против России: битва за Прибалтику

Москва фактически предъявила ультиматум Минску, заставляя переориентировать транзит продукции НПЗ на порты РФ. Рига и Клайпеда могут остаться на голодном пайке.


Неужели порты Латвии и Литвы станут местом лишь для швартовки яхт? © Фото пресс-службы Рижского порта

Накануне в поселке Пионерский Калининградской области, на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России, Владимир Путин предложил обязать белорусские нефтеперерабатывающие заводы использовать российскую железную дорогу и порты для экспортных поставок своей продукции. «Это нужно обсуждать в более широком формате. Ведь на белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры», — заявил Путин.

Впрочем, первым эту инициативу озвучил глава РЖД Олег Белозеров, который пожаловался президенту, что белорусская сторона отказывается от услуг российских железных дорог в пользу транспортников из стран Балтии. «По нефтеналиву мы дали 50%-ю скидку для перевозки с белорусских заводов, но белорусские НПЗ пока не используют ни Усть-Лугу, ни Санкт-Петербург, а едут в республики Прибалтики. Мы ведем дискуссию, они говорят, что у них долгосрочные контракты на эту тему заключены, но мы стараемся выстраивать с ними диалог», — сказал Белозеров.

В свою очередь Владимир Путин подчеркнул: «Это не какие-то политические решения. Мы просто должны загружать свои собственные мощности, создавать здесь налоговую базу, мы должны рабочие места обеспечивать — именно в России, а не где-то в другом месте». При этом он, правда, отметил, что российские порты должны обеспечить конкурентоспособные условия. Также из его слов следует, что могут быть озвучены новые скидки на доставку грузов к портам по железной дороге.

Политика против географии

Переработка беспошлинной российской нефти с экспортом нефтепродуктов на Запад — одна из двух основ белорусской экономики. (Вторая  — экспорт калийных удобрений.) В 2016 году Белоруссия экспортировала с двух своих НПЗ 13 млн тонн нефтепродуктов. Базовый прогноз на 2018 год предусматривает переработку поставленных из России 23 млн тонн нефти, что даст прирост ВВП Белоруссии в размере 2,7%.

При максимальной производительности нефтеперерабатывающих заводов 6 млн тонн нефтепродуктов используются для внутреннего потребления Белоруссии, остальные 10-12 миллионов идут на экспорт. При этом практически все 25 лет своей независимости Белоруссия направляет экспортный транзит  через порты Литвы и Латвии — это выгодно просто в силу географической близости. Также небольшие объемы экспортируются через Украину. Например, в 2016 году по железной дороге из Беларуси в Латвию было перевезено 15,6 млн тонн грузов, в том числе 5,4 млн тонн нефтепродуктов, что составило 79% всех нефтеналивных грузов, перевезенных по латвийской ж/д.

При этом белорусские экспортеры инвестируют немалые деньги в транспортную инфраструктуру стран Балтии. Так, «Белорусская нефтяная компания» в 2015 году заключила соглашение с SIA Woodison Terminal о покупке доли нефтеналивного терминала в Риге. А «Беларуськалий» в 2013-м купил 30% клайпедского терминала сыпучих грузов.

В то же время на фоне конфликта с Западом в Москве приняли решение к 2018 году прекратить экспорт российских нефтепродуктов через порты Клайпеды (Литва), Вентспилса и Риги (Латвия), загрузив свои собственные мощности на Балтийском и Черном море (Усть-Луга, Приморск и Новороссийск). Теперь российская сторона хочет как через снижение тарифов, так и через политическое давление заставить белорусских нефтепереработчиков перевести нефтяные грузы из прибалтийских портов в порты РФ.

«Российские железные дороги уже не раз пробовали перетянуть на себя одеяло белорусского транзитного экспорта, предлагали скидки — то в 25%, то в 50% на два года, — рассказал „Росбалту“ белорусский политолог Антон Платов. — Но в Беларуси отлично понимают, чем это чревато. Прибалтика ближе, с ней все отлажено, и к тому же прибалты очень тщательно выполняют все обязательства, ведь для них это вопрос экономического выживания. А российский перевозчик, говоря вежливо, не самый надежный партнер. Плюс сюда добавляется то, что зависимость белорусов от транзита Москва в любой момент может использовать в политических целях. Наконец, РЖД дает скидки только на два года, а что будет дальше?»

Между тем, еще в сентябре прошлого года РБК сообщил, что российская «Транснефть» предложила закрепить в межправительственном соглашении, регламентирующем беспошлинные поставки нефти из России для переработки на белорусских НПЗ, обязательства Белоруссии экспортировать определенные объемы нефтепродуктов через российские порты. А в конце октября 2016-го на транспортировку белорусских нефтепродуктов в северо-западные порты России РЖД установила скидку в 25%, в марте увеличив ее до 50%. Но тогда министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Анатолий Сивак ответил, что одних усилий РЖД для переориентации транзита белорусских нефтепродуктов недостаточно: нужно учитывать еще стоимость услуг в портах и расстояние перевозок морским путем.

Теперь официальный Минск фактически получил ультиматум: если он хочет и далее получать российскую беспошлинную нефть, то должен отправлять выработанные на НПЗ в Новополоцке и Мозыре нефтепродукты не через Клайпеду и Вентспилс, а через Усть-Лугу, Высоцк и Петербургский нефтяной терминал. Это давление со стороны России прямо противоречит белорусской политике диверсификации экспорта, которая официально закреплена на правительственном уровне. К тому же транзит через страны Балтии способствует укреплению отношений с Евросоюзом, в чем Минск особо заинтересован на фоне регулярных сложностей в отношениях с Россией.

В свою очередь Россия в данной ситуации может попытаться решить вопрос без политического давления на Минск. Например, создать условия, которые будут белорусским НПЗ выгодны: «пригладить» не только железнодорожные тарифы, но и тарифы в портах. А уже тогда, пользуясь монопольным положением поставщика в Белоруссию нефти, заложить порт транзита в пакетное соглашение. Такая практика в мире существует. Хотя, конечно, для переориентации белорусского экспорта на российские порты в соглашение должны быть заложены еще какие-то крупные компенсационные бонусы для Белоруссии.

История вопроса

Еще 11 апреля 2012 года белорусский посол в Вильнюсе Владимир Дражин отметил, что если Белоруссия прекратит поставки грузов через Клайпеду, потери Литвы составят 7 млрд литов ($2,66 млрд), а армия безработных вырастет на 12 тыс. человек. «Вот цена вопроса, и литовские политики должны над этой ценой задуматься. Вы, наверное, слышали, что Белоруссии уже приходится переориентировать грузы из портов Латвии. Для латвийской экономики это нанесет колоссальный ущерб — до $3 млрд», — добавил он.

Тогда никто не понял, к чему был этот выпад. Но история неожиданно получила развитие в начале ноября того же года. На встрече с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия готова переориентировать перевалку больших объемов грузов с портов стран Балтии на порты Ленобласти.

«Мы очень серьезно обсуждали эту тему на последней встрече с президентом России Владимиром Путиным, — сказал тогда глава Белоруссии. — Мы приняли принципиальное решение о переориентации больших объемов грузов, в том числе калийных удобрений, с портов балтийских государств на ваши порты. Нам нужно очень серьезно проработать эту тематику. Президент России однозначно поддержал эту инициативу. Нам надо договориться с железнодорожниками Беларуси и России и побыстрее реализовать эти договоренности. Думаю, что если даже вы где-то пойдете на уступки белорусам, то в объемах вы значительно выиграете, потому что это не один десяток миллионов тонн грузов, которые мы переваливаем в портах балтийских государств. Мы с президентом договорились о том, что мы будем реализовывать эту программу».

Как отметил Лукашенко, Белоруссия находится на перекрестке транзитных путей между Востоком и Западом, а Ленинградская область располагает мощным транспортно-логистическим потенциалом в виде четырех морских портов. «Это для нас интересно с точки зрения реализации совместных транзитных проектов, в том числе взаимной перевалки товаров в третьи страны морским и сухопутным путем», — сказал белорусский президент.

В свою очередь губернатор Ленинградской области отметил, что необходимо договориться о справедливых тарифах. «Если нам удастся сделать справедливые тарифы или, как мы говорили с правительством Беларуси, чтобы тарифы были хотя бы в ноль по сравнению со странами Балтии, — сказал он. — Экономики Ленинградской области, России, Беларуси от этого только бы выиграли. Мы сегодня готовы через наши портовые сооружения переваливать и технику, и минеральные удобрения, и нефтепродукты, и многое другое. Мы должны максимум приложить усилий для того, чтобы были справедливые тарифы».

Буквально неделю спустя мне довелось с глазу на глаз побеседовать с тогдашним министром экономики Белоруссии Николаем Снопковым. На вопрос о планах перенаправить грузопотоки белорусского экспорта на многие миллиарды долларов из портов Литвы и Латвии в порты Ленинградской области он ответил: «Ситуация меняется — и в жизни, и в экономике, — всегда. Да, действительно, логистика по прибалтийским портам отличная. Другой вопрос — куда идут грузопотоки уже от Клайпеды? Ведь грузопотоки также нестабильны, они могут перенаправляться. Например, из Китая в Южную Америку. Разные направления, соответственно, может быть выгоднее из Санкт-Петербурга, а может быть выгоднее из Прибалтики. Здесь вопрос только один на мой взгляд, на взгляд министра экономики: выгодность. Стоимость транзита до порта, соответственно, цена фрахта ну и все. Выгодность, она диктует те или эти решения, которые будут приниматься нашими операторами».

На практике тогда, в 2012-м, это означало отказ переводить белорусский транзит в порты Ленобласти. «История давняя. Россия много раз пыталась заставить Беларусь поставлять нефтепродукты через Калининград, Усть-Лугу. Однако логистика проигрывает даже при 50%-й скидке нежели нынешние поставки через Клайпеду и Ригу. Однако если вопрос будет поставлен ребром, Минску некуда деваться: придется принять условия российской стороны. Хотя они не выгодны ни Беларуси, ни странам Балтии, — сказал в интервью изданию „Белорусская правда“ известный в стране экономист Лев Марголин. — Вопрос поднимается уже не первый год, и не первый год мы от него успешно отбиваемся. Но Кремль прекрасно понимает: заменив дешевую российскую нефть другой, весь выигрыш от логистики поставки нефтепродуктов мы потеряем на логистике по доставке нефти. Думаю, Лукашенко будет сопротивляться до последнего, потому что нефть — последнее прибежище для падающей белорусской экономики. Цены на нефть в обозримом будущем, думаю, будут постепенно снижаться, а дополнительные потери на логистике ощутимо ударят по белорусской экономике».

Наращивая противостояние

«Очень показательно, что Владимир Путин фактически предъявил ультиматум насчет переключения путей белорусского транзита буквально за месяц до начала учений „Запад-2017“, то есть накануне того момента, когда в Беларусь войдут российские войска. Что само по себе уже давно вызывает большую напряженность в регионе, — прокомментировал ситуацию „Росбалту“ эксперт по экономике гражданской кампании „Наш Дом“ Андрей Аксенов. — Но и у Минска есть аргументы, чтобы защищаться. Например, в прошлом году, в разгар „нефтегазового конфликта“, Минск в полтора раза поднял тарифы на транзит российской нефти через свою территорию. И только когда проблемный вопрос в сфере поставок энергоносителей был урегулирован, Беларусь вернула прежние тарифы на транзит российской нефти».

Действительно, сегодня через Белоруссию транзитом проходит 25% российского газа, поставляемого в Европу, и 30% экспортируемой российской нефти. То есть «транзитная война», если она разгорится, будет крайне невыгодна обеим сторонам — и Москве, и Минску. Другое дело, что для России это будут просто временные неприятности, а вот белорусская экономика в такой ситуации вполне может скоропостижно скончаться.

Денис Лавникевич, Минск
 

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.


Ранее на тему СМИ: ФТС раскрыла крупнейшую сеть поставки санкционной продукции

Жители Белоруссии за полгода получили из-за рубежа почти $200 млн через международные системы переводов

Литва получила первую партию сжиженного природного газа из США