Posted 18 августа 2017,, 08:05

Published 18 августа 2017,, 08:05

Modified 31 января, 16:28

Updated 31 января, 16:28

В Тбилиси объявили охоту на «пророссийских ведьм»

18 августа 2017, 08:05
В Грузии бросили клич ввести уголовную ответственность за контакты партий и общественных организаций с властями РФ. Станет ли эта инициатива законом?

Политическая партия «Свободные демократы», растерявшая свой рейтинг после расставания с правящей «Грузинской мечтой», постоянно твердит о своей западной ориентации, приверженности демократическим ценностям, включая защиту самых разнообразных свобод человека. Об игнорировании демократии в стране (установление неформального правления и концентрация всей власти в руках правящей силы) председатель «Свободных демократов» Шалва Шавгулидзе даже поплакался в жилетку находящемуся в Тбилиси вице-президенту США Майку Пенсу — то есть второму человеку государства, считающего себя «столпом» демократии» в мире.

Но при этом «самый свободный демократ» инициировал принятие закона об уголовном преследовании политических партий и их представителей за «разговоры» с представителями власти РФ и российскими общественными организациями. Поскольку, пояснил председатель партии, «с вражеским государством должны говорить только грузинские власти». Инициатива, по информации «Свободных демократов», будет зарегистрирована в парламенте с открытием осенней сессии — естественно, с целью принятия соответствующего закона. По некоторым данным, «Свободные демократы» лоббируют также введение уголовной ответственности за контакты общественных организаций Грузии с такими же организациями в России. За помощью в поддержке соответствующего законопроекта его инициаторы собираются обратиться (или уже обратились) к другим прозападным партиям.

Идея «Свободных демократов» пришлась как нельзя кстати: недавно в Москве побывали представители оппозиционного «Альянса патриотов», «которые черт знает о чем договорились с русскими». «Патриоты» считаются в Грузии пророссийской силой и имеют шесть депутатских мандатов в парламенте из 150. Это, конечно, очень мало для создания предпосылок к изменению внешнеполитического курса страны, но прозападный политический спектр напрягло уже и то, что экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе, перешедшая из стана «западников» в компанию «приспешников Кремля», все ездила и ездила в Москву и даже встречалась с президентом РФ Владимиром Путиным, но завязать видимые политические контакты с российским руководством ей так и не удалось. Москва не доверяет Нино Анзоровне? Или ее рейтинг в Грузии ничтожно низок?

А вот «Альянс патриотов», который до Путина не добрался, с первого же визита в Госдуму завязал отношения с российскими депутатами, вызвав ярость даже не у правящей силы, а у прозападной оппозиции. В частности потому, что «патриоты» договорились с думцами о создании неформальной рабочей группы по восстановлению грузино-российских отношений. Законодатели с обеих сторон планируют встречаться ежемесячно, в том числе и в Тбилиси. Грузинские депутаты также выступили в Москве с инициативой создания нового формата диалога Россия — НАТО — Грузия для обеспечения безопасности и стабильности на Кавказе.

Как заявила одна из представителей «Альянса патриотов» Ада Маршания, территория Грузии «никогда и никем не должна быть использована в качестве военного плацдарма против России». «В рамках этого формата, — сказала она, — нужно выработать меры доверия, которые бы обеспечили стабильность и безопасность на Кавказе, защиту границ, конечно же, совместные меры борьбы с международным терроризмом. Наша партия готова продвигать эту идею и с парламентской трибуны Грузии, и на международных площадках… Мы приглашаем наших коллег из Государственной думы и Совета Федерации подключиться к подготовке такого форума». Как видим, все «секреты» раскрыты.

Ясно, однако, что одной из целей грузинской части рабочей группы будет создание на родине общественного мнения против плотного сближения Грузии с НАТО. Кстати, несмотря на ее «неформальность», создание группы приветствовал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. «Чего же боле?» — сказал бы классик.

А для «боле», оказывается, открываются широкие просторы: упрятать за решетку всех, кто посмеет без санкции руководства Грузии контачить с представителями власти или общественных организаций России. Все это похоже на попытки провоцирования новой волны шпиономании, «разгрома пятой колонны», каковой считается любая партия или общественная организация, не согласная, к примеру, с вступлением Грузии в НАТО или дислокацией ее вооруженных сил на территории страны. Получается, что плюрализм мнений и свобода слова отменяется и даже может стать наказуемой. Обратно в СССР?

Напомним, что «Альянс патриотов» — это не какие-нибудь шаромыжники, а парламентская фракция, имеющая полное право на собственное мнение и его выражение, в том числе с трибуны законодательного органа и на уровне контактов с иностранными коллегами. Разумеется, за ней стоит определенная часть грузинского электората — раз уж «Альянс» прошел в парламент, это означает, что часть населения разделяет его позиции и автоматически квалифицируется грузинскими западниками как электорат вражеский. А он, исходя из данных социологических исследований, составляет до 30% населения Грузии — если брать за основу «шкалу» приемлемости для указанного процента вхождения страны в ЕАЭС, ассоциируемый исключительно с Россией.

Все это напоминает попытку начала кампании «охоты на ведьм». Представим себе, что некая условная грузинская общественная организация «Очи черные» наладила контакты с российской организацией «Брюки белые», и обе они не фиксируют своего рвения вступить в НАТО, Евросоюз, а стараются найти пути для улучшения грузино-российских отношений. Может ли это считаться криминалом и уголовно наказуемым деянием? Может ли считаться уголовщиной настрой той или иной партии или общественной организации наладить прямой диалог с отколовшимися от Грузии частично признанными Абхазией и Южной Осетией? Или настояние на пересмотре закона «Об оккупированных территориях» (имеются в виду Абхазия и ЮО), в то время как сами власти обещали это сделать?

Инициатор введения уголовного наказания за вышеперечисленные «преступления» ведь тоже не шаромыжник — он известный и даже элитный в Грузии адвокат. Возникает вопрос: как может быть квалифицирована его инициатива уголовного преследования, и насколько она соответствует понятию демократии, свободы слова, прав человека, то есть тому, чем власти Грузии стараются понравиться Западу, доказать, что все эти «фундаментальные ценности» существуют в стране не на бумаге, а на практике.

Заметим, что в Грузии работает множество общественных организаций, финансируемых западными донорами. Грузинские оппозиционные политики чуть ли не через день встречаются с коллегами и дипломатами из стран Запада — надо думать, без санкции свыше. Но, видимо, дело в том, кто что поет: тяжелый рок или «Подмосковные вечера».

Вряд ли парламент Грузии дойдет до такого маразма, чтобы законодательно утвердить инициативу «Свободных демократов», хотя Шавгулидзе предупредил: если правящая сила не примет закон, предложенный его партией, это будет означать, что визит «Альянса патриотов» в Москву входит в ее, то есть «Грузинской мечты», интересы. Последняя может пропустить это мимо ушей — ее уже неоднократно записывали в «марионетки Путина», хотя на практике приведения в действие «веревочек» президента России пока не видно.

Что же до «Альянса патриотов», то есть «потенциальных уголовников», они требуют от властей немедленного начала диалога с Россией и упразднения закона «Об оккупированных территориях». В противном случае «патриоты» грозятся начать акции протеста и даже прибегнуть к крайней мере — голодовке. Но митингами и голодовкой в Грузии никого не удивишь и не напугаешь, и вообще много народа «Альянс патриотов» на улицу вывести не сможет. Так называемой «критической массы» не будет; Москва не возьмет грузинскую столицу; российские флаги не будут реять над государственными учреждениями Грузии.

Вообще же, вполне возможно, что активизация «Альянса патриотов» произошла не без соответствующих «подсказок» правящей силы. Начинать диалог с Россией на межгосударственном уровне когда-то все-таки надо — «мечтатели» обещали наладить отношения с Россией и изменить закон об оккупации в сторону его смягчения. И в качестве оправдания своих возможных действий они могут назвать «требование народа» и его «заказ».

Что касается «заказа» в отношении России. Он действительно существует, хотя большинство населения Грузии выступает за евроатлантическую интеграцию. Но оно не хочет войны с Россией, которую, естественно, не желают и власти Грузии. В НАТО-то они стремятся, тесно контачат с Вашингтоном и возлагают на него «большие надежды», но вот к антироссийским санкциям США Тбилиси не присоединился; к коалиции, возглавляемой американцами против «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организация) — тоже. Санкции против Ирана опять же Грузия не вводила. Торгово-экономические и транспортные связи с Россией она наладила. В Грузии успешно работает российский бизнес, в том числе государственный.

В общем, если убрать болезненные вопросы нереального отзыва Россией признания независимости Абхазии и Южной Осетии (для Тбилиси это является предусловием для восстановление дипотношений с РФ) и активности НАТО в Грузии, особых причин для «кровной вражды» у сегодняшней РФ с сегодняшней Грузией быть не должно.

Что нужно сегодня среднестатистическому грузину? Социально-экономическая стабильность, которой нет. Безработица в стране, по данным независимых экспертов, приблизилась к 40 процентам; по официальной информации, она стабильно остановилась на 12 процентах. Почему большинство грузин оглядывается на Запад? Да потому, что ждет от него лучшей жизни, рабочих мест, гарантий безопасности. Но говорить о том, что они пожертвуют жизнью за евроатлантическую интеграцию, по крайней мере, наивно.

Те же сторонники вступления страны в НАТО и ЕС рванут в Россию, если та откроет для них рынок труда. То есть обвинить грузин в заботе о своем желудке и желудке своей семьи было бы неправильно — на родине он пустой, и трескотня о евроатлантической интеграция его пока не насытила. Кстати, открытие российского продовольственного рынка для Грузии после длительного эмбарго решило часть проблем грузинского крестьянства. Разумеется, оно будет выступать за налаживание отношений с Россией, тем более, что надежды на улучшение жизни аграриев от либерализации торговли между Грузией и ЕС не оправдались.

Как констатирует грузинское издание «Резонанси» (Резонанс), в регионах страны число нанятых работников постоянно сокращается, поэтому «люди сначала едут в столицу, а потом эмигрируют»: «есть регионы, где не работают шесть человек из семи». Ну, а пять из шести — дело вообще обычное.

Вот и рассуждай на таком удручающем фоне об «ориентации», уголовной ответственности за контакты с российскими политиками и общественными организациями. Существуют такие понятия, как интересы государства, его безопасность, политическая и социально-экономическая стабильность, реальная, а не мнимая защита прав человека. Хорошо бы парламенту Грузии понимать, что люди должны достойно жить, а не бесконечно пугаться, митинговать, подозревать и отчаиваться. И соответственно — принимать работающие законы, обеспечивающие претворение всех этих понятий в жизнь. Тогда не будет надобности устраивать ажиотаж и пугать людей «преступными» контактами грузинских политиков с российскими, подсчитывать процентные колебания сторонников вступления Грузии в НАТО, ЕС или ЕАЭС.