Posted 22 августа 2017,, 13:22

Published 22 августа 2017,, 13:22

Modified 31 января, 16:31

Updated 31 января, 16:31

Трамп идет на Кабул

22 августа 2017, 13:22
Президент США принял сторону генералов и решил увеличить численность американских военных в Афганистане.

Дональд Трамп принял новый план по ведению американской военной (и не только) операции в Афганистане. Как он сам рассказал, до того, как стать главой государства, у него не было сомнений в том, что войска надо выводить и как можно скорее. Однако военным и спецслужбам удалось переубедить Трампа. Как в свое время президент Барак Обама не смог полностью вывести американские войска из Афганистана, так и нынешний глава Соединенных Штатов в итоге на это не решился. Правда, Обама хотя бы пытался: сокращал контингент, ставил жесткие сроки для каждой операции.

Трамп собирается от этого наследия предшественника отказаться. Главная идея — ввести в Афганистан дополнительный контингент войск, но официально не объявлять о количестве. Отменяются также публично анонсированные сроки проведения операций. По словам Трампа, о выводе войск сейчас речь вообще больше не идет. Американский президент считает, что «последствия резкого вывода» американского воинского контингента из Афганистана «были бы одновременно предсказуемыми и неприемлемыми».

Трамп в связи с этим напоминает об иракском опыте, который закончился переходом части страны под контроль запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство». Он считает, что в 2011 году «Америка поспешно и опрометчиво вывела свои войска из Ирака». В итоге все, чего удалось с таким трудом добиться за предыдущие годы после свержения режима Саддама Хусейна «попало в руки террористов».

Впрочем, решения Белого дома и американских штабистов об увеличении или снижении численности войск в Афганистане — секрет Полишинеля. Еще до окончательного подтверждения со стороны Дональда Трампа, что он подписал новый план по Афганистану, американская пресса сообщила, что США перебросят дополнительно около четырех тысяч солдат. То же самое, скорее всего, будет и со сроками проведения операций.

Разработку новой стратегии, как пишет пресса, уже несколько месяцев лоббируют некоторые помощники президента. Правда, не все. Ушедший в отставку 18 августа советник Трампа по стратегическим вопросам Стивен Бэннон считался противником сохранения американского военного присутствия в Афганистане. Зато в пользу продолжения и усиления операции выступали чуть ли не единым фронтом военные. Еще в июне о неудачах США в регионе открыто заявлял глава Пентагона Джеймс Мэттис. Кроме того, американские военные пугали президента появлением в Афганистане ячеек ИГ, которые практически на равных стали конкурировать с местным «Талибаном». В рамках этого информационного давления, кстати, в прессу даже шли утечки о том, что талибов якобы поддерживает Россия.

Борьба с исламистами из «Талибана» связана напрямую с еще одним пунктом нового афганского плана Дональда Трампа. Речь идет о серьезном усилении давления на Пакистан. Эта страна, по словам Трампа, «может многое получить, если присоединится к нашим усилиям в Афганистане и много потеряет, если продолжит укрывать террористов».

Новый «афганский план» Белого дома пресса уже назвала «принципиальным реализмом», поскольку среди прочего там читается близкая действующему президенту идея об отказе от навязывания демократия в обмен на сотрудничество с любыми возможными союзниками в регионе. Одним из таких союзников для американцев в Афганистане, очевидно, могла бы стать Россия. Но в ней, похоже, в это не слишком верят.

Торопиться в Москве не хотят, и пока ждут от американцев подробные разъяснения, которые, впрочем, при нынешнем уровне отношений, могут и не поступить. «Мы оцениваем позитивно сам факт объявления новой администрацией США стратегии по Афганистану», — с нескрываемой иронией заявил источник в российском МИДе. По его словам, нет никаких причин думать, что новая стратегия «способна привнести существенные позитивные изменения в ситуацию в сфере безопасности в этой стране».

Несколько раз обжегшись на попытках подружиться с Трампом и поддержать его внешнеполитические инициативы, в Москве явно не намерены пока обсуждать «афганский план» Вашингтона всерьез. Союзники США по НАТО, скорее всего, поступят так же осторожно. Американский лидер уже сумел убедить их в своем непостоянстве.

Иван Преображенский