Posted 24 августа 2017,, 16:42

Published 24 августа 2017,, 16:42

Modified 30 марта, 22:20

Updated 30 марта, 22:20

Макрон и терзания любви

24 августа 2017, 16:42
Новый французский президент рискует повторить путь своего предшественника Франсуа Олланда и превратиться из безоговорочного фаворита в отверженного.

Эммануэль Макрон — по-прежнему тема для обсуждения номер один во Франции. Очередная новость — он вышел из отпуска, который проводил в Марселе, щеголяя перед папарацци на велосипеде, и поехал в Зальцбург с первым зарубежным визитом — открывать новый политический сезон.

Поездка, судя по всему, прошла неплохо. Журналисты восхищались «маленьким красным платьем» супруги французского президента, а экономисты западноевропейских стран тем, с каким изяществом Макрон уговорил премьеров Чехии и Словакии изменить систему трудоустройства наемных работников из других стран Евросоюза, так, чтобы «командировочные» с востока ЕС платили налоги на западе.

Казалось бы, очередной, пусть и небольшой, внешнеполитический успех. Но внутри Франции ситуация для Макрона выглядит совсем не так блестяще. Президента преследуют мелкие, но неприятные скандалы. Накануне отпуска французский лидер с трудом разобрался с конфликтом, возникшим вокруг его жены Брижит Макрон, которая значительно старше мужа и, как опасаются многие, оказывает слишком большое влияние на государственные решения.

Президент пытался «протащить» для супруги специальный статус «первой леди», выделив ей даже символическое финансирование, но попал под «холодный душ» общественного мнения. В итоге, Брижит пришлось согласиться на совсем другой административный статус, который напротив, гарантирует ее невмешательство в принятие мужем политических решений. Франция — не США, где президент Дональд Трамп успешно трудоустроил в Белом доме советниками и помощниками многих членов своей обширной семьи.

В июле рейтинг Эммануэля Макрона начал стремительно снижаться. Как типичный лидер, избрание которого происходило на фоне завышенных ожиданий, он не успел так же быстро, как пришел к власти, удовлетворить пожелания своих избирателей. Накануне отпуска Макрон, по данным опроса, проведенного 26—27 июля службой YouGov, располагал полной поддержкой лишь 43% французов, а количество сомневающихся к его эффективности как президента выросло до 36%. Тут следует напомнить, что в мае во втором туре президентских выборов за Макрона отдали свои голоса более 65% избирателей. В некоторых регионах страны президент даже оказался менее популярен, чем премьер-министр Эдуар Филипп.

Такое стремительное снижение популярности в новейшей французской истории было разве что у предшественника Макрона, социалиста Франсуа Олланда. К концу своего правления он, напомним, был признан самым непопулярным главой французской республики с конца 1950-х годов. Связано это было с тем, что часть заявленных преобразований Олланд завершить не смог, другие же, как налоговая или территориальная реформы, проводились явно вопреки мнению преобладающего большинства французов.

Реформы, анонсированные Макроном, пока тоже буксуют. Речь и о модернизации пенсионной системы, и о переходе на выплату «гарантированного безусловного дохода», да и в целом о реформе рынка труда во Франции. Как говорят многие французские наблюдатели, даже весьма расположенные к Макрону, пока он успешен, в первую очередь, в области внешней политики, и в этом похож на российского коллегу Владимира Путина. Однако французы — не россияне, они не удовлетворяются дипломатическими успехами на фоне пробуксовки экономических реформ.

Впрочем, за время отпуска популярность Макрона, как это ни странно, возросла. Энергично рассекая по Марселю на велосипеде, президент, похоже, сумел вновь убедить значительную часть французов в том, что он является «лидером будущего». По крайней мере, по данным социологического исследования, проведенного для популярного французского телеканала BFM TV, около 60% французов считают, что Эммануэль Макрон во время своего пятилетнего президентского срока может изменить ситуацию в стране к лучшему.

Правда, опрос проводился до того, как въедливая пресса подсчитала, что за сто дней с начала президентства Макрон потратил на макияж более 26 тысяч евро. Это вполне может снизить популярность главы государства — даже не потому, что сумма довольно приличная, а потому, что президента и так постоянно обвиняют в том, что он «слишком много красуется».

Таким образом, Макрону в сентябре явно надо сконцентрироваться, в первую очередь, на внутренней политике. Контроль над большинством в нижней палате парламента у него есть, правительство Эдуара Филиппа весьма популярно. Так что следует, скорее всего, ожидать резкой активизации внутренних реформ во Франции. Это необходимо Макрону для сохранения его популярности. Ну, а если он не услышит запроса со стороны французских избирателей, то не исключено, что этот, так успешно начинавшийся президентский срок, станет для действующего главы французского государства первым и последним. Он отработает пять лет и, растеряв поддержку избирателей, вынужден будет уйти, как Олланд.

Иван Преображенский