Posted 26 августа 2017,, 08:33

Published 26 августа 2017,, 08:33

Modified 30 марта, 22:20

Updated 30 марта, 22:20

Даст ли Трамп оружие Украине

26 августа 2017, 08:33
Единственным результатом встречи представителей РФ и США по проблеме Донбасса можно считать их общее мнение о том, что сохранение статус-кво неприемлемо и «нужно что-то делать».

На Украине раздаются голоса, утверждающие, что встреча спецпредставителя США Курта Волкера с советником российского президента Владиславом Сурковым провалилась. В том смысле, что им не удалось совершить какой-то прорыв на украинском направлении. Но вряд ли это справедливо: в конце концов разрешить эту проблему пока не по плечу и руководителям ведущих государств мира.

Похоже, пока усилия Волкера сводятся к сбору информации и мнений о ситуации на Донбассе, но никак не к конкретным мероприятиям, способным разрядить обстановку в регионе. «На данный момент минский процесс не решает эту проблему. Безусловно, он необходим и это очень важно. В конце концов мы сможем этим воспользоваться. Но сейчас нам нужно повысить уровень безопасности и обеспечить Украине такие условия, чтобы она могла защитить свою территорию. Сейчас она не может этого сделать», — заявил представитель Госдепа, намекая на возможные поставки американского летального оружия Украине.

И вообще, нельзя сказать, что «главный по Украине» до сих пор только наблюдает. Волкер четко расставил некоторые акценты, среди которых: российские войска, по мнению США, присутствуют в ЛДНР и провоцируют конфликт. «Нужно четко понимать, что на Донбассе есть российские войска, в Донецкой и Луганской областях. Там есть военная техника и оборудование. Проблема в том, что присутствие там военной техники создает конфликт. Согласно официальным докладам ОБСЕ, большинство нарушений режима прекращения огня идут именно от российской стороны. Не все, но большая часть. Интерес России дестабилизирует обстановку», — заявил спецпредставитель в интервью ТК «Дождь». Кстати, интересно, что буквально на днях президент Украины Петр Порошенко «понизил» численность «российских военных», которые, по его мнению, находятся на Донбассе до 3 тысяч человек. Еще совсем недавно в Киеве говорили о 6-7 тысячах.

Возвращаясь к выступлению Волкера на российском телеканале, который многие считают чуть ли не единственным «рупором правды» в РФ. Он напомнил также о том, что «Россия признает, что, согласно Минским договоренностям, эти территории должны быть возвращены Украине, они снова должны стать частью Украины и не быть оккупированной территорией».

О том же, что с Сурковым не удалось договориться ни о чем конкретном, и что переговорщики находятся «в пути», говорит одна из заключительных фраз его интервью: «Мы пришли к единому мнению о том, что статус-кво не принесет ничего хорошего никому. Это плохо и для России, и для Украины, и для жителей Донбасса. Нам нужно найти выход из этой ситуации. Это превращается в трагедию для людей. Были убиты 10 000 человек, миллионы людей были вынуждены покинуть свои дома, молодые русские солдаты погибли на войне в Украине. Это абсолютно недопустимо. Мы договорились о том, что найдем выход из этой ситуации».

Получается, «договорились о том, что подумаем, как бы нам договориться», а стало быть — не договорились. Комментарии Владислава Суркова также подкрепляют этот вывод. «Договорились о продолжении совместной работы. Определили темы для следующей встречи. Согласились с тем, что мирный процесс и на политическом треке, и в сфере безопасности может и должен идти быстрее», — сказал на пресс-конференции советник Владимира Путина.

После этого внимание сторонников версии о быстром разрешении конфликта на Донбассе, активно заговоривших было о том, что русским после переговоров с Волкером придется в срочном порядке вывести свои войска с «оккупированных территорий», к спецпредставителю госдепа ослабло и переместилась в Киев. Ведь туда на парад в честь празднования 26-й годовщины независимости Украины помимо прочих иностранных гостей приехал целый министр обороны США.

Отметая всю второстепенную шумиху вокруг этого торжественного мероприятия и оставляя «за скобками» приступы национального патриотизма, которым в большом количестве потчует своих граждан президент Порошенко, везущий, по его словам, украинцев «по широкому автобану прямо в Европу», в то время как «собаки лают, ветер дует, а караван идет», коснемся главного — американского оружия. Буквально всех интересует этот вопрос. Дадут ли Украине «Джевелины» и другие разновидности летального вооружения?

«Дайте, дайте, ну… дайте», — просят на Украине. Что будут с ним делать, не говорят, но очень хотят. Даже граждане, ратующие за примирение с РФ и разрешение конфликта невоенным путем, воспринимают получение военной помощи как благо, позволяющее укрепить армию. Только, пожалуй, жители приграничных территорий с украинской стороны Донбасса ежатся от страха, понимая, чем им грозит «адекватный» ответ в случае применения этого самого оружия. «А зачем иначе к нам пожаловал главный военный из Штатов? Дадут!» — говорят остальные.

Главнокомандующий Петр Порошенко, окрыленный присутствием представителей Великобритании, Эстонии, Грузии, Латвии и, что отмечалось особо, — США — в этом году впервые в украинской истории присоединившихся к праздничному параду, выступал вдохновенно и заявил, что Украине окончательно удалось вырваться из «лап империи». Какой не уточнял, но и так всем понятно. А глава Пентагона впервые за 10 лет в Украине и сразу — на праздник.

Джеймс Мэттис сначала посетил парад на Крещатике, а уже потом отправился на важную встречу с президентом. После разговора Порошенко и Мэттис вышли к прессе. Там глава Пентагона рассказал, что ощутил в Киеве «свежее дыхание свободы и независимости». По его словам, Вашингтон заинтересован в прочной поддержке Украины, в том числе и военной. Также он заверил, что США никогда не признают «аннексию Крыма и вторжение на Донбасс». Более того, американцы продолжат давление на Россию, поскольку Москва силой пытается изменить международные границы.

Но вот по части вооружения украинскую сторону слегка разочаровало его высказывание. «Я прибыл сюда для того, чтобы лучше узнать ситуацию, в которой оказались ваши бойцы на передовой. Совсем недавно мы утвердили поставки техники на $175 млн, включая специальное оборудование, которое укрепит обороноспособность Украины. Если говорить о летальном вооружении — этот вопрос рассматривается. Я вернусь домой и, учитывая то, что увидел и о чем узнал, соответственно проинформирую руководство», — сообщил Джеймс Мэттис.

Заявления по этому поводу действительно существуют — как официальные, так и те, которые делают, как говорят в Вашингтоне, в режиме «off record», не на камеру. Накануне визита главы Пентагона в Киев представители украинского телеканала «Интер» спросили пресс-секретаря Госдепартамента: «Мол, поскольку министр обороны прибудет в Украину, означает ли это, что решение наконец-то принято?» Ответ Хизер Нойерт был однозначным. «Что касается оружейной программы, то никакого решения пока не принято, — сказала она. — Мы не будем обсуждать, насколько это возможно или невозможно — просто по этому вопросу еще нет однозначного ответа. Но как вы наверняка знаете, Курт Волкер, наш спецпредставитель, занимающийся вопросами России и Украины, находится сейчас как раз там, в Украине».

То есть со стороны Госдепартамента в процесс согласований вовлечен как раз посол Волкер. Что касается самого госсекретаря — то неофициально в Штатах говорят, что он уступил, и после определенных раздумий и консультаций план по предоставлению Украине оружия поддержал.

Позиция министра обороны, который находился в Киеве 24 августа, куда более четкая. Пока нет решения президента, он не имеет права высказать ее публично, но люди из близкого окружения Мэттиса, с которыми он разговаривал перед отлетом, неофициально делились его словами: «Генерал однозначно „за“ выделение оружия. И считает это хорошим сдерживающим фактором, который, возможно, и не изменит сегодняшнюю ситуацию на фронте, но гарантировано защитит от возможного нового нападения».

Как утверждает журналист «Интера» Дмитрий Анопченко, план, согласованный и Пентагоном, и Госдепом, передан сейчас в Белый дом. Дело только за Дональдом Трампом — только он и никто другой может принять решение. И тянуть с этим у него тоже не получится. Есть дедлайн — 30 сентября теряет силу военный бюджет этого года, в котором заложены деньги на военную помощь Украине. Если их не потратить — то, что не использовали, просто пропадет в перспективе ближайшего года.

Итак, «стрелки» снова перевели на Курта Волкера, именно его называют главным «двигателем проекта» по поставкам оружия. По сообщениям СМИ и пресс-секретаря Госдепартамента США, спецпредставитель госдепа должен сейчас находиться на Украине, но пока о его действиях в прессе молчат. Возможно помехой тому длинные праздники по случаю Дня флага Украины и Дня независимости. Но многим отдыхающим украинцам запала в память фраза из выступления Волкера. «Если бы я находился в Москве и выстраивал политический курс России, то стремился бы к тому, чтобы Украина была частью российской сферы влияния, основным партнером, — сказал он „Дождю“. — Но Россия в какой-то момент решила, что нужно ввести войска в Украину. Сегодня РФ контролирует сепаратистов. Это привело к тому, что Украина стала более единой, более прозападной, чем раньше. Это не очень хорошо для России».

И действительно, согласно майскому опросу Киевского международного института социологии, если бы референдум по вопросу вступления Украины в НАТО проводился в мае 2017 года, 41% граждан Украины проголосовали бы за членство, 32% — против, 27% не определились или не стали бы участвовать в таком референдуме. То есть явка составила бы около 73%, а голоса участников разделились бы тогда следующим образом: 56% — за вступление Украины в НАТО, 44% — против. А ведь сразу после Майдана цифры были совсем другие, не в пользу Запада, и многие сторонники РФ на территории Украины с горечью признают, что это результат не только политики украинских властей, а, в первую очередь — поведения российских.

Правда, Курт Волкер тут украинцев огорчил. «Я очень уважаю Украину, но я пока не вижу того, что Украина готова к вступлению в НАТО, а НАТО готово принять Украину в той ситуации, в которой она есть», — сказал он в Киеве. Собственно, это и так понятно. Никто и не ожидал от него даже намеков на то, что бывшая советская республика рассматривается альянсом как реальный кандидат. Но в честь праздника можно было хотя бы деликатно промолчать.

Валентин Корж, Днепр, Украина